Конечно же речь идет не о Пропан-Бутановой смеси, а о природном газе Метане, которым снабжаются частные дома.
В ходе бурных дебатов по поводу автомобилей на метане были комментарии, что кто-то заправляется или раньше заправлялся от бытовой газовой сети.
И тут надо же - на газовой выставке GasSuf смотрю - стоит стенд компании "МИКРОМЕТАН" на котором написано: "метан из бытовой сети". Стало интересно. Тем более, что этот стенд пользовался наибольшей популярностью среди посетителей.
На стенде демонстрировались две модели: МКМ-14 и МКМ-4 в новом корпусе. У менее производительной модели МКМ-4 новый корпус стал даже больше по размерам чем у его старшего собрата. Из-за этого многие их путали.
Директор "МИКРОМЕТАН" Межов Дмитрий Эдуардович отвечал на вопросы и поведал, что маленький компрессор стоит 300 тыс. рублей, а большой 500 тыс. (495 тысяч если быть совсем точными).
Линейку компрессоров серии МКМ компания производит сама, используя итальянские комплектующие. К примеру в МКМ-14 поршневой блок фирмы Aerotecnica Coltri Spa (Италия).
Принцип работы компрессора прост: берется газ из бытовой сети, сжимается в три этапа до высокого давления, фильтруется, осушается и закачивается в баллоны.
Стало интересно - а так ли выгодно иметь свою заправочную станцию.
Тут, кстати, опустим вопрос легализации этого оборудования. Потому как и многое у нас в России установка такого оборудования вроде бы не запрещена, но и не то чтобы разрешена.
АГНС - Автомобильная газоНаполнительная Компрессорная Станция
Экономическая часть
Для расчетов возьмем серийно выпускающийся легковой автомобиль Лада Vesta CNG. Отечественная современная модель с объемом газового баллона в 90 литров и расходом газа в смешанном цикле 6,3 м3 (или 7,5 л. бензина)
Vesta CNG дороже обычной, бензиновой Vesta на 30 тыс. рублей.
Примем, что цена метана на заправке 17 руб. за м3, цена газа для населения 6 руб. за м3., цена 92 бензина 42 рубля за литр
Чтобы окупить затраты на оборудование CNG (по сравнению с тем если бы он ездил на бензине) владельцу надо проехать 14,5 тыс. км.
(14500/100*7,5*42 - 14500/100*6,3*17 = 30,1 тыс. рублей)
Казалось бы имеет смысл! Но вот беда, заправок метаном у нас не так много. Специально ехать в соседний город/район чтобы только заправиться совсем невыгодно.
А если установить свою компрессорную станцию?
Возьмем МКМ-14 за 495 тыс. рублей.
Баллон 90 литров это около 21 м3 газа. Заправка занимает 1,5 часа.
За час компрессор закачивает 14 м3 газа и потребляет 5,5 кВт электроэнергии. Если брать цену в 6 руб за кВт, то получим 33 рубля, которые надо отразить в общей стоимости кубометра газа
6+33/14= 8,35р.
Из расходников, надо каждые 500 моточасов менять масло, а это 2 литра по 1,5 тыс рублей. К общей стоимости газа это прибавит 3000/(500*14) еще 43 копейки, итого 8,78 руб.
По регламенту, каждые 1000 моточасов замена фильтра осушки, каждый год замена рукава высокого давления, периодическая замена входного фильтра, каждые 2000 моточасов замена колец 3 стадии и клапанов, каждые 3000 моточасов замена ремня, замена колец 1, 2 стадии и клапанов.
Если грубо прикинуть, то стоимость кубометра вырастет до 10-11 рублей.
Вывод 1: если есть возможность заправляться на стационарной газовой заправке, то выгоднее заправляться на ней.
Если такой возможности нет, то окупаемость оборудования будет только после 200 тыс. км. эксплуатации, если сравнивать с бензином,
и 1 млн 300 тыс. км. если сравнивать со стационарной газовой заправкой.
Вывод 2: приобретать микроАГНС имеет смысл, если в округе нет стационарных АГНС и ваш парк автомобилей на метане не менее трех штук.
Так, что не так уж и дёшев собственный метан.
Спасибо, что дочитали до конца! Не забывайте подписываться на канал и ставить "палец вверх", если статья Вам понравилась!