Найти в Дзене
УАЗбука - не только про УАЗ!

Заправляем автомобиль газом прямо из своего дома

Конечно же речь идет не о Пропан-Бутановой смеси, а о природном газе Метане, которым снабжаются частные дома.

Стенд компании МИКРОМЕТАН на газовой выставке
Стенд компании МИКРОМЕТАН на газовой выставке

В ходе бурных дебатов по поводу автомобилей на метане были комментарии, что кто-то заправляется или раньше заправлялся от бытовой газовой сети.

И тут надо же - на газовой выставке GasSuf смотрю - стоит стенд компании "МИКРОМЕТАН" на котором написано: "метан из бытовой сети". Стало интересно. Тем более, что этот стенд пользовался наибольшей популярностью среди посетителей.

Продукция компании МИКРОМЕТАН. На переднем плане МКМ-4, на заднем МКМ-14.
Продукция компании МИКРОМЕТАН. На переднем плане МКМ-4, на заднем МКМ-14.

На стенде демонстрировались две модели: МКМ-14 и МКМ-4 в новом корпусе. У менее производительной модели МКМ-4 новый корпус стал даже больше по размерам чем у его старшего собрата. Из-за этого многие их путали.
Директор "МИКРОМЕТАН" Межов Дмитрий Эдуардович отвечал на вопросы и поведал, что маленький компрессор стоит 300 тыс. рублей, а большой 500 тыс. (495 тысяч если быть совсем точными).

Компрессор МКМ-14 без кожуха
Компрессор МКМ-14 без кожуха

Линейку компрессоров серии МКМ компания производит сама, используя итальянские комплектующие. К примеру в МКМ-14 поршневой блок фирмы Aerotecnica Coltri Spa (Италия).

Комплектующие использованы от фирмы Aerotecnica Coltri Spa (Италия)
Комплектующие использованы от фирмы Aerotecnica Coltri Spa (Италия)

Принцип работы компрессора прост: берется газ из бытовой сети, сжимается в три этапа до высокого давления, фильтруется, осушается и закачивается в баллоны.

Состав компрессора: поршневой блок Coltri в сборе с блоком осушки 2, промежуточный сепаратор с предохранительными клапанами 3, платформа 4, электродвигатель со шкивом 5, клиновой антистатический ремень, защитное ограждение 6, датчик давления 7, заправочный патрубок масла 8, штуцер для подключения к впускному трубопроводу 9, блок управления.
Состав компрессора: поршневой блок Coltri в сборе с блоком осушки 2, промежуточный сепаратор с предохранительными клапанами 3, платформа 4, электродвигатель со шкивом 5, клиновой антистатический ремень, защитное ограждение 6, датчик давления 7, заправочный патрубок масла 8, штуцер для подключения к впускному трубопроводу 9, блок управления.

Стало интересно - а так ли выгодно иметь свою заправочную станцию.
Тут, кстати, опустим вопрос легализации этого оборудования. Потому как и многое у нас в России установка такого оборудования вроде бы не запрещена, но и не то чтобы разрешена.

АГНС - Автомобильная газоНаполнительная Компрессорная Станция

Экономическая часть

Для расчетов возьмем серийно выпускающийся легковой автомобиль Лада Vesta CNG. Отечественная современная модель с объемом газового баллона в 90 литров и расходом газа в смешанном цикле 6,3 м3 (или 7,5 л. бензина)
Vesta CNG дороже обычной, бензиновой Vesta на 30 тыс. рублей.

Лада Vesta CNG. Фото с официального сайта ВАЗ.
Лада Vesta CNG. Фото с официального сайта ВАЗ.

Примем, что цена метана на заправке 17 руб. за м3, цена газа для населения 6 руб. за м3., цена 92 бензина 42 рубля за литр

Чтобы окупить затраты на оборудование CNG (по сравнению с тем если бы он ездил на бензине) владельцу надо проехать 14,5 тыс. км.
(14500/100*7,5*42 - 14500/100*6,3*17 = 30,1 тыс. рублей)

Казалось бы имеет смысл! Но вот беда, заправок метаном у нас не так много. Специально ехать в соседний город/район чтобы только заправиться совсем невыгодно.

Чем дешевле компрессор, тем дороже он в обслуживании, в пересчете на кубометр газа
Чем дешевле компрессор, тем дороже он в обслуживании, в пересчете на кубометр газа

А если установить свою компрессорную станцию?
Возьмем
МКМ-14 за 495 тыс. рублей.
Баллон 90 литров это около 21 м3 газа. Заправка занимает 1,5 часа.

За час компрессор закачивает 14 м3 газа и потребляет 5,5 кВт электроэнергии. Если брать цену в 6 руб за кВт, то получим 33 рубля, которые надо отразить в общей стоимости кубометра газа
6+33/14= 8,35р.

Из расходников, надо каждые 500 моточасов менять масло, а это 2 литра по 1,5 тыс рублей. К общей стоимости газа это прибавит 3000/(500*14) еще 43 копейки, итого 8,78 руб.
По регламенту, каждые 1000 моточасов замена фильтра осушки, каждый год замена рукава высокого давления, периодическая замена входного фильтра, каждые 2000 моточасов замена колец 3 стадии и клапанов, каждые 3000 моточасов замена ремня, замена колец 1, 2 стадии и клапанов.

Если грубо прикинуть, то стоимость кубометра вырастет до 10-11 рублей.

Вывод 1: если есть возможность заправляться на стационарной газовой заправке, то выгоднее заправляться на ней.

Если такой возможности нет, то окупаемость оборудования будет только после 200 тыс. км. эксплуатации, если сравнивать с бензином,
и
1 млн 300 тыс. км. если сравнивать со стационарной газовой заправкой.

Вывод 2: приобретать микроАГНС имеет смысл, если в округе нет стационарных АГНС и ваш парк автомобилей на метане не менее трех штук.

Так, что не так уж и дёшев собственный метан.

Спасибо, что дочитали до конца! Не забывайте подписываться на канал и ставить "палец вверх", если статья Вам понравилась!