Самооценка - это "оценка концепции себя, т.е. обобщенная или длительная оценка себя как личности". В качестве компонентов она включает оценку собственной физической привлекательности, межличностных навыков, чувства юмора или других различных навыков, например, танца и т.д.
Она также включает оценку собственной физической привлекательности, межличностных навыков, чувства юмора или различных других навыков, например, танца. Концепцию самоуважения часто ошибочно называют самоуважением. Однако это две разные области.
Создатели теории социометрии предположили, что под самооценкой мы подразумеваем показатель нашего статуса в обществе.
В случае отторжения, изоляции со стороны окружающей среды люди испытывают упадок самооценки, появляются негативные мысли о себе. В этом случае исключенные люди стараются как можно скорее достичь безопасного уровня отношений и признания со стороны других людей, чтобы получить положительный имидж себя. Удовлетворительные отношения с другими людьми являются предпосылкой для положительной самооценки.
Теория саморегулирования Хиггинса играет важную роль в понимании самооценки. Автор указывает на существование расхождений в системе "I" - между идеалом и реальным самосознанием и между реальным и обязательным самосознанием.
Идеальный и настоящий "Я"
Под "идеальным я" мы подразумеваем желаемый образ самого себя, построенный на основе собственных желаний или ожиданий значимых людей. Долг себя" - это совокупность ожиданий как по отношению к себе, так и по отношению к требованиям общества.
Под "настоящим я" мы подразумеваем человека таким, какой он есть на самом деле. Наличие расхождений между этими понятиями вызывает разные чувства, разные действия человека. "Общим знаменателем обоих типов расхождений является одно и то же направление мотивации: уменьшить расхождения в самосистеме.
В результате сокращения расхождений, человек испытывает много приятных ощущений, таких как радость и удовлетворение, благодаря угасанию конфликта между "реальным я" и "идеальным я". Чувство облегчения возникает, когда между словами "я обязан" и "я реален" проходит переписка. Можно считать, что меры по сокращению расхождений в восприятии себя - это меры по восстановлению позитивной самооценки.
Розенберг выделяет два измерения самооценки:
- высокое (позитивное отношение к себе)
- низкое (негативное отношение к себе).
Под высокой самооценкой мы понимаем убежденность человека в том, что он хороший и ценный человек, под низкой самооценкой - мыслить о себе в негативных категориях, чувствовать себя неудовлетворенным собой и своими достижениями. На этой основе Розенберг разработал вопросник для самооценки , который иногда используется для оценки уровня самооценки.
Другое определение самооценки предполагает, что это "отношение к себе, особенно к своим способностям и другим общественно ценным качествам". Важно отметить, что в этом определении человек учитывает то, что общество может воспринимать его или ее ради ценностей, которые ценятся в обществе. Считается, что если человек обладает теми качествами, которые нужны другим, то у него или у нее лучше самооценка.
Так же говорится, что "самооценка лежит в основе самооценки и самоэффективности". Эта теория тесно связана с так называемой позитивной психологической тенденцией.
Самоуважение
Под самоуважением можно понимать образ самого себя, который зависит от многих факторов, от того, как человек видит себя и как другие, важные для нас люди, судят о нас. Самооценка касается как физических, так и психологических особенностей, например, когнитивных навыков.
Концепция самоуважения важна для многих сфер: семьи, профессиональной, социальной и познавательной. Это в сфере интересов позитивной психологии, психологии развития (показывающей, как развивается самооценка с возрастом) или психологии труда и организации, где высокая самооценка может быть соотнесена с возможными успехами и творческой деятельностью на рабочем месте.