Допускается ли использование предприятием отходов для собственных нужд, если проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предусмотрена передача указанных отходов сторонним организациям?
Отвечает Генеральный директор Центра Кокотов Борис:
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В соответствии с пунктом 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в п. 4 данного Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
При этом технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
В соответствии с пунктом 7 Методических указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 5 августа 2014 года № 349 (далее – Методические указания) в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора технический отчет по обращению с отходами.
При этом в соответствии с пунктом 8 указанного нормативного правового акта технический отчет по обращению с отходами составляется с целью:
подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период;
подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.
В соответствии с пунктом 31 Методических указаний в разделе «Сведения о фактически образованных количествах отходов» технического отчета приводятся сведения о фактическом образовании отходов за отчетный период отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) хозяйствующего субъекта в табличном виде (приложение № 16 к Методическим указаниям) и фактические сводные сведения об образованных отходах по хозяйствующему субъекту в целом в табличном виде (приложение № 17 к Методическим указаниям).
При этом в разделе «Сведения о фактически использованных, обезвреженных, размещенных, а также переданных для данных целей другим хозяйствующим субъектам, в течение отчетного периода образованных отходов» технического отчета приводятся сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам в табличном виде (приложение № 18 к Методическим указаниям).
При фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам для целей обезвреживания и (или) размещения указываются номер и дата выдачи лицензии на деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV класса опасности данного хозяйствующего субъекта.
Необходимо отметить, что Методические указания не содержат положений о необходимости внесения изменений в ПНООЛР в случае изменения вида операции с образуемыми отходами не является основанием для внесения изменения в ПНООЛР.
Таким образом, в случае самостоятельного обращения с отходами (обработка, обезвреживание, утилизация), которые в соответствии с ПНООЛР должны передаваться для целей обезвреживания, утилизации, обработки, размещения третьим лицам - обязанность по внесению изменений в ПНООЛР и получению нового документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует.
Указанный вывод подтверждается, в том числе Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 8 ноября 2013 года № АА-03-03-32/16634 «По вопросу изменения контрагентов, указанных в ПНООЛР».