Сахарный песок состоит из маленьких прозрачных кубиков. Когда их перемешиваешь с коричневыми многогранниками – гречневой крупой, получается очень красиво. А вот манку лучше рассыпать по полу и чертить по ней пальцем. Фасоль на ощупь скользкая, холодная и очень гладкая – так и выскальзывает из пальцев.
Мир окружающих нас предметов – чудесная непознанная сфера, только с возрастом мы об этом забываем. А для ребенка обычные вещи – лучшие игрушки. Сейчас для детей есть места, где это не только понимают, но и всячески приветствуют.
Название таких мест – детские сады Монтессори.
Мария Монтессори, итальянский педагог-дефектолог, в конце XIX века совершила переворот в системе образования.
До нее считалось, что до шести лет ребенка бесполезно чему-либо учить, потому как он существо бездумное и необучаемое. Монтессори работала в детском саду с умственно отсталыми детьми.
Практически все они плохо говорили, поэтому она разработала специальные упражнения для развития речи.
Дело в том, что речевые центры в коре головного мозга стимулируются сигналами от нервных окончаний ладоней и пальцев. То есть тренируя руки, можно научиться хорошо говорить.
Маленькие пациенты Монтессори познавали мир на ощупь: учились различать геометрические формы, разбираться с крючочками, застежками, координировали движения, пользуясь обычными столовыми приборами.
В итоге умственно отсталые дети научились говорить, читать, писать и считать раньше своих нормальных сверстников.
Система Монтессори была признана во всем мире, и с тех пор начался бум раннего развития ребенка.
Первые в России Монтессори-группы появились в начале девяностых. Почти все они частные. Родители платят приличные деньги. Но за небольшую плату можно просто поиграть здесь с ребенком в Монтессори-игрушки.
Приходить можно даже с грудными детьми, так как, по Монтессори, возраст от рождения до шести лет считается самым продуктивным для обучения.
Внешне он выглядела как типовой садик. Пахло едой. Где-то наверху шумели дети.
«Зона бытовой жизни». Комната была наполнена баночками, гигантскими деревянными пуговицами, корытцами с сыпучим материалом и клизмами, в которые можно набирать подкрашенную воду.
На одной стене висела массивная доска. К ней были прибиты замки, щеколды, дверцы, ящички и другие простые приспособления. Вообще все здесь крошечное: стульчики, столики, шкафчики, кроватки.
Полки не выше метра – нет ничего такого, до чего ребенок не смог бы самостоятельно дотянуться. Это дает ребенку ощущение комфорта, уверенности. Он здесь абсолютный хозяин, свободный человек, которому никто не может указывать, что нужно делать.
Абсолютно свободные дети в этот момент находились в другой комнате – «зоне космического развития», где им рассказывают обо всем, что их окружает.
Одно принципиальное отличие от обычных садов – не делить по возрасту, чтобы старшие могли обучать младших.
Дети вместе с воспитательницей сели в круг на полу. Тема урока – термометры. Доброжелательный педагог рассказал много полезной информации о ртути, температуре, сферах применения измерительных приборов.
Старшие ребята с энтузиазмом мерили температуру собственного тела и воды в тазиках, а младшие по-детски сходили с ума: кувыркались, боролись друг с другом и ползали. Всем было очень хорошо.
Кроме того, что детям здесь помогают познавать мир, их еще с трех лет учат читать, писать и считать. Все – с помощью Монтессори-приспособлений.
После урока наступает свободное время. Каждый ребенок выбирает себе занятие и, главное, потом это «занятие» аккуратно убирает на место, потому как он здесь – разумное взрослое существо, просто маленького роста.
Мария Монтессори, женщина пытливая и наблюдательная, придумала, как правильно использовать неиссякаемое детское любопытство. Для этого она разобралась в устройстве маленького человека и выяснила, в какие периоды жизни чему его проще научить.
Например, в три года для ребенка важна стабильность. Он очень привязывается к заведенному порядку: любит носить одни и те же сандалики, спать на одной и той же подушке, класть обезьянку справа и засыпать после прочитанной сказки. И раз ему этот порядок так важен, то самое время приучать класть вещи на место.
В пять-шесть лет дети начинают слепо копировать поведение взрослых. Они завороженно следят за действиями мамы-папы и пытаются их повторять. Именно тогда разумно учить малышей письму.
До десяти дети очень любят возиться с водой. Им безумно нравится мыть посуду и стирать (в садике некоторые детишки могут часами стирать тряпочки).
Если мама в этот период несколько раз скажет ребенку, чтобы не мешал, у него сформируется трезвое отношение к мытью посуды как к занятию неприятному и нудному.
Естественно, что родителям сложно смириться с исследовательскими наклонностями детей: с разрезанными платьями, съеденным мылом и покрашенными обоями.
Зато сады Монтессори идеально подходят для таких безобразий.