Давно стало модно делать из детей вундеркиндов. Чтоб читать-считать ребенок умел в два года, а в четыре уже разговаривал на двух языках, помимо родного.
Вот как выглядит, к примеру, одно из интернетовских объявлений о наборе в платный детский сад: «Наш ребенок занимается по программе нашего воспитателя - математикой 2 раза в неделю, развитием речи 3 раза в неделю, грамматикой 2 раза в неделю, английским языком 1 раз в неделю, интеллектуаликой 2 раза в неделю, музыкой, ритмикой, рисованием, лепкой, аппликацией, физкультурой».
С другой стороны, в муниципальном саду детей в группе - 25 человек, которые обычно ничем особенным не занимаются. Получается, что родители могут либо отдать ребенка трудиться до седьмого пота за деньги, либо бесплатно растить как придется.
Бывают ли другие варианты? Бывают.
Например, в последние годы множатся вальдорфские детские сады и группы. Навыки чтения, письма и счета тут развивать не спешат - уверены, что до семи лет в этом нет никакой необходимости, упор же делают на развитие воображения и творческих способностей.
Необычный интерьер и игрушки - вот первое, что бросается в глаза, когда попадаешь в вальдорфский детский сад. Здесь все только из естественных материалов, никакого пластика, химии, ярких расцветок. Мебель вся деревянная, украшениями служат сухие букеты, березовые поленца и тому подобные штуки. Игрушки деревянные, вязаные, и, как правило, самодельные.
Воспитательницы здесь называются садовницами, а дети - вальдосами. Садовницы утверждают что вальдосы отличаются от условных обычных детей большей открытостью и меньшей агрессивностью.
Цель вальдорфской методики - воспитание творческого, инициативного человека, ее краеугольный камень - игра.
Вальдорфцы считают, что раннее интеллектуальное развитие на пару с образом жизни современной городской семьи калечат психику ребенка. Просиживая часы перед телевизором и компьютером, он теряет способность играть и впоследствии вырастает эмоционально ущербным. Потому каждый день в вальдорфском детском саду начинается со «свободной игры», а не с уроков, как в обычном садике.
В небольшом зале дети, кто по одиночке, кто группами по двое-трое возятся с игрушками. Из угла отправляется в путь поезд. Вагонами ему служат тележки, связанные между собой тесемочками. Маленький машинист минут пять нагружал вагоны шишками и игрушками и рассаживал пассажиров, своих младших товарищей.
Теперь он дает гудок, и состав отправляется через всю комнату по коридору в спальню, где расположен ангар, выложенный из кубиков. Нужно немало фантазии, чтобы не только создать поезд из подручного материала, но и пустить его по невидимым рельсам собственного сюжета.
Воспитательница тем временем не карманный детектив читает, а мелет зерно ручной мельничкой, тихонько напевая незамысловатую песенку:
«Я мелю, мелю, мелю...».
Заинтересованные дети сначала подходят ближе, чтобы увидеть, что именно она там делает, а затем и сами берут в руки мельнички, которые на этот случай лежат на столе. Таким образом реализуется еще один принцип вальдорфской педагогики – обучение через подражание.
Около десяти утра начинаются игры всей группой. Под дружное пение дети «сажали лопушки», по ходу дела их считая. Это такая веселая зарядка – сначала воображаемый лопушок сажается на пол, потом - на коленки, потом - на плечи.
После полдника прогулка и обед, за ним время сказки перед сном. Сказки обычно простые, известные. Например, «Теремок». Но воспитательница сказку не читает, а показывает в кукольном театре под музыкальное сопровождение детского металлофона. Дети смотрят очень внимательно, хотя видели эту сказку уже не раз.
Ритмичность и повторение являются еще одним важным моментом вальдорфской дошкольной системы. Каждая неделя посвящена какой-либо деятельности, повторяющейся изо дня в день, к примеру, стирке. Каждое время года имеет свои занятия - весной сажают цветы, осенью сгребают листья. Дети вовлекаются в этот размеренный ритм и со временем становятся спокойнее.
Возможно, потому вальдорфцы не отказываются брать трудных, психически неуравновешенных, гиперактивных и попросту нездоровых ребят. Для них спокойная атмосфера садика является идеальной терапией. Но если говорить о здоровых детях, то далеко не каждому нужна эта повторяемость, она может сдерживать развитие ребенка.
После сна все дружно делают тесто из смолотой муки и лепят пирожки - никакой труд не должен пропасть даром. Их потом испекут на детсадовской кухне. Затем одна из старших девочек будет показывать свой спектакль. Индивидуальный спектакль - находка вальдорфской дошкольной педагогики.
Дело это абсолютно добровольное, но обычно каждый ребенок хоть раз да попробует. Желающий сделать инсценировку сначала консультируется с воспитательницей. Обычно ее советы сводятся к пожеланию побольше репетировать и проговаривать все реплики вслух.
Сюжет спектакля и подбор кукол, если они требуются, ребенок обдумывает сам. Сам же устраивает сцену на стуле или столе, расставляет героев и, конечно, озвучивает их перед почтеннейшей публикой из товарищей и наставницы.
Тут достигаются сразу несколько целей:
во-первых, малыш учится уверенно держаться перед аудиторией,
во- вторых - правильно говорить,
в-третьих, успешное выступление - а они все здесь успешные - поднимает его самооценку.
Не садик получается, а прямо большая крестьянская семья - садовница окружена дюжиной разновозрастных детей от трех до семи лет. Все занимаются полезным ручным трудом самых архаичных видов.
Только вот одно «но». Дело в том, что эту замечательную методику придумал не коллектив талантливых педагогов, а немецкий философ рубежа XIX-XX веков Рудольф Штайнер, кстати, сам бездетный.
Первоначально Штайнер возглавлял Германское теософское общество и был последователем оккультной доктрины Е. Блаватской. Затем он из общества вышел и разработал собственное учение - антропософию, в которой смешал христианство с восточными религиозно-мистическими учениями.
Чтобы разъяснить свои взгляды, Штайнер написал не одну неудобочитаемую книжку. Из практических дел можно выделить построение Штайнером храма неизвестно какого бога и создание педагогического учения, получившего название вальдорфского по месту открытия первого детского сада. Храм давным - давно сгорел, а вот педагогика по сию пору жива, распространилась далеко за пределы Германии и процветает.
Детские сады неизменно открещиваются от любых обвинений в религиозности по Штайнеру. Но садовницы, как правило, все же знакомы с его учением, и это не может не отражаться на педагогике.
Другое дело, что полностью постичь философское учение под названием антропософия невозможно в принципе: там все религии смешаны в такой коктейль, что каждый волен выбрать себе то, к чему лежит душа.
Например, реинкарнацию, или, наоборот, загробную жизнь. Воспитательницы в вальдорфских садах так и поступают. И от того, что они выберут, зависит то, что они расскажут детям.
Можно просто прочитать главу из детской Библии или показать в куклах путешествие волхвов. А можно, например, рассказать, что название Пасха происходит от имени дохристианской богини возрождения, плодородия и весны. Или что человек пришел на землю из космических глубин. Или, что «Иисус Христос есть сложное существо, соединяющее в себе путем перевоплощения Будду, Зароастра и Солнечного Духа».
Сказано это, разумеется, будет не прямо и не взрослым языком. Но неизменно будет проскальзывать в песенках, стишках и историях. Дети восприимчивы, и эти сказки могут остаться с ними на всю жизнь. Родителям, отдающим ребенка в вальдосы, нужно помнить об этом.
Сыплются на вальдорфцев и другие шишки. Одни специалисты уверены, что вальдорфцы, во-первых, отрывают детей от реалий современного мира, во-вторых, в разновозрастной группе старшие дети не имеют возможности развиваться, в третьих,их уровень дошкольной подготовки совершенно не соответствует фактическим требованиям к первокласснику, поступающему в хорошую школу.
Но следует заметить, что вальдорфцы, хоть и не рекомендуют родителям учить детей читать-считать до семи лет, но под давлением существующих реалий вводят обучающие игры и занятия, а также не препятствуют занятиям старших детей с репетитором. Пока специалисты спорят, число вальдорфских детских садов в стране растет.
Стоит ли отдавать ребенка в вальдосы – решать конечно же родителям.