Найти в Дзене
Manual of Success

Биография Джеффа Безоса – основателя Амазон, богатейшего человека на планете

Оглавление

Джефф Безос - основатель Amazon, учредитель первой в мире частной аэрокосмической компании Blue Origin. По версии журнала Forbes, его состояние составляет 145,5 млрд. $ и в списке самых богатых людей мира он стоит на 1 месте. Он обсуждает с NASA колонизацию Луны и готовится к перевозке космических туристов! По его словам, уже в 2019 произойдет первый полет туристов в Космос, ему позавидовал бы даже Илон Маск!

Детство

-2

Джефф родился в 1964 году в Альбукерке, штат Нью-Мексико, его матери было 16 лет, а отцу 18, вскоре они расстались, в дальнейшем у Джеффа появился новый отец и младшие брат с сестрой. Каждое лето он проводил на ранчо у дедушки и бабушки и в 2000-х Безос купил ранчо в Техасе, объясняя, что ему хочется передать детям тот опыт, который приобрел. Ранчо Безоса поистине огромно – 117 тыс.га, на его территории расположена и Blue Origin.

Карьера 

Перед тем, как основать собственный бизнес, бывший студент сменил несколько боссов. Так бы выглядела его трудовая книжка, если бы существовала:

  • 1986 – 1988 Fitel
    Компания осуществляла сделки с ценными бумагами, а Безос разрабатывал ПО, отслеживающее разницу котировок.
  • 1988 – 1990 Bankers Trust
    Из работы на эту финансовую компанию Безос вынес в резюме «финансы это не мое»
  • 1990 – 1994 D. E. Shaw & Co. (сокращенно DESCO)
    Работа на данный инвестиционный фонд оказалась наиболее плодотворной – здесь у Безоса зародилась идея собственного бизнеса, и тут же он нашел свою супругу.
Основатель хеджфонда Дэвид  Шоу, профессор Колумбийского университета, сейчас также находится в  списке миллиардеров Forbes (№85). Шоу отмечает, что у Безоса развиты обе  половины мозга: «технарь-программист» сочетается с «креативщиком с  развитым чувством вкуса».
Основатель хеджфонда Дэвид Шоу, профессор Колумбийского университета, сейчас также находится в списке миллиардеров Forbes (№85). Шоу отмечает, что у Безоса развиты обе половины мозга: «технарь-программист» сочетается с «креативщиком с развитым чувством вкуса».

В фирме DESCO, расположенной на верхних этажах небоскреба в Манхэттене, применялся принцип непрерывного рабочего дня. Безосу это приходилось по душе: на случай ночевки у него был припасен спальный мешок! Коллега Николас Лавджой признавался, что спальник бывало скучал без дела: во время ночных офисных бдений сотрудники частенько резались в бридж.

Безос мог себе позволить «ночные бдения», поскольку тогда был холостым. К поиску своей «половинки» парень подходил аналитически: записался в школу танцев, полагая, что это поможет увеличить «женский поток» – по аналогии с «потоком сделок», параметром, хорошо известному брокерам с Wall-street.

Начало Amazon

-4

За 4 года в DESCO Безос дослужился до должности старшего вице-президента, и понял, что созрел к открытию собственного дела. Джеффа привлек потенциал Сети: однажды вечером он прочел, что за год число пользователей «всемирной паутины» увеличилось на 2300%. Эта цифра лишила его покоя. Принять решение ему помог принцип «минимизации сожалений»: он представил себя 80-летним, и подумал о прожитой жизни. Сожалел бы он, что начал работать с Интернетом и проиграл? Нет. А если он так и не попробует, будет ли об этом жалеть в преклонном возрасте? Да. В мае 1994, поглядывая в окно офиса, расположенного на 40-м этаже небоскреба дома №120 по Западной 45-й улице, Безос обдумывал мысль открытия в интернете рыночной площадки, магазина, где можно купить…. Тут Джефф задумался. Что же найдет спрос у покупателей, привыкших перед покупкой вертеть товар в руках? На помощь пришел интернет, выдавший список 20 наиболее покупаемых товаров: диски, книги, одежда и др. Поразмыслив, Джефф остановился на книгах. Но как конкурировать с милыми книжными лавками, где витает запах свежей полиграфии и слышится шуршание страниц? Интернет-магазин может привлечь клиентов лишь одним – неограниченным выбором! Начало Amazon Перед принятием решения, Джефф посоветовался с супругой. По его словам, она «выходила замуж за относительно стабильного «дурачка»», а теперь он предлагал ей риски и неизвестность. Спросил совета и у родителей, ведь рассчитывал на денежную помощь. Джеки мягко предложила первенцу заниматься «этим» после работы или в субботу и воскресенье, но Безос понимал, что все меняется слишком быстро.

Начало пути: Книги, деньги, два стола

Родители вложили 100 тыс.$, все, что скопили на безбедную старость, хотя Безос их честно предупредил, что вероятность потерять деньги 70%. «Мы вкладывали не в бизнес, а в нашего мальчика», – признается Джеки. Сам Безос вложил 10 тыс.$, в последующие 1,5 года предприятие финансировалось за счет займов.

Компания была основана 5 июня 1994 в Сиэтле. Джефф остановил свой выбора на этом городе по трем причинам:

1 он был технологическим центром

2 располагался вблизи от крупного книжного дистрибьютора

3 там жил Ник Ханауэр, знакомый Безоса, который позже сыграет важную роль в знакомстве Джеффа с инвесторами

Первый офис разместился в гараже, где Безос установил пару компьютеров и лично из дверей сколотил два стола. Сейчас в Amazon даже существует премия «Стол из двери», присуждаемая за «хорошо продуманные идеи, позволяющие снизить цены». Бизнес «с гаража» начинался у многих миллиардеров.

Команда

Вот сокращенный список требований к кандидатам, опубликованный в августе 1994 на доске объявлений Usenet:

-6

Безос отвергал соискателей, которые хотели сохранить «золотую середину» между работой и семьей. Тех, кого Джефф нанимал на заре «Амазон», окружение называло «сумасшедшими»; спустя десяток лет те же знакомые гордились, что у них есть друг, работающий у Безоса.

16 июля 1995, была запущена рабочая версия сайта. Ресурс не был просто книжным каталогом, на сайте размещались рецензии на книги, комментарии читателей и отзывы покупателей (которые сотрудники поначалу писали сами). Для книгочеев сайт становится почти социальной сетью.

  • через 7 дней после запуска ресурса Джерри Янг и Дэвид Фило направили Безосу e-mail, где интересовались, не хочет ли он разместить ссылку сайта на Yahoo?
  • через 30 дней после открытия Amazon.com, работавший без рекламы в СМИ, поставлял книги во все штаты Америки, и даже за рубеж, охватывая более 40 стран!

Поначалу Джефф обходился силами небольшой команды программистов, которые днем разрабатывали сайт, а вечером паковали заказанные книги. Все трудились в пожарном режиме, и вскоре пришлось нанять дополнительный персонал. Любимому выражению Безоса не осталось места в жизни:

-7

Сложно сказать, сколько сейчас понадобится пицц, чтобы накормить 566 тыс. сотрудников, работающих в «Амазон». Только в одном Сиэтле работников – 45 тыс.! Впрочем, накормить всех Безос и не пытается: в офисах не предусмотрены бесплатные закуски. Сотрудники сами оплачивают и места на парковке, и билеты в командировку. Ради больших идей, Безос привык ограничивать и себя, и коллектив. По его мнению, бережливость продвигает инновации, так же, как и прочие трудности.

Несмотря на то, что в 2018 работники Германии, Испании и Польши устраивали забастовки (не впервые за историю компании), пресс-служба «Амазон» убеждена, что предоставляет достойные условия и справедливую оплату труда – 12,2 евро в час.

В списке «20 лучших работодателей» в 2017 компания заняла 17 позицию (данные кадрового ресурса Glassdoor). По версии Forbes компания – №5 в рейтинге World’s Best Employers 2018.

IPO Amazon: «Идите-ка на биржу»

В 1996 выручка росла на 40% в месяц. В том же году Wall Street Journal посвящает Безосу статью «Как умница с Уолл-стрит нашел свою рыночную нишу в продаже книг через интернет», что удваивает число ежедневных заказов. Получив 1 млн.$ в качестве инвестиций, компания модернизирует оборудование и нанимает персонал.

В 1997, спустя 3 года после основания, основатель Amazon.com выводит компанию на IPO. Безос считал первичное размещение акций знаковым событием, укрепляющим имидж фирмы в сознании клиентов. Перед выходом на биржу, глава компании использовал любой шанс «помелькать» на публике.

Первичное размещение акций на бирже NASDAQ 15 мая 1997 было успешным и привлекло 54 млн.$. Стоимость одной акции тогда была 18$, сейчас эта цифра составляет порядка 1600$ (NASDAQ: AMZN). Акции «Амазон» входят в ТОП-10 самых дорогих ценных бумаг.

Безос и его семья, вложившие в дело собственный капитал, официально стали миллионерами. В настоящий момент Безос владеет 16% компании.К слову, и Джек Ма, основатель AliExpress – также держатель акций «Амазон». 

<span data-mce-type="bookmark" style="display: inline-block; width: 0px; overflow: hidden; line-height: 0;" class="mce_SELRES_start"></span>

 Расширение Amazon

Безос решается выйти за рамки «самого книжного магазина», и следующим товаром на сайте становятся DVD-диски. В апреле 1998 Безос покупает веб-сайт про кино IMDb, что позволяет через сайт торговать кинопродукцией. Через 1,5 месяца после прихода на рынок DVD-дисков, «Амазон» становится крупнейшим продавцом видео в интернете! Выбор дисков с музыкой и фильмами превышал ассортимент оффлайн магазинов, а скидки на товар составляли до 40%.

Уже тогда Безос заявляет: «Наша стратегия – стать центром электронной торговли». «Ложкой дегтя в бочке меда» являлось неприятие расширения магазина у завзятых библиофилов, но основной проблемой оставалось отсутствие прибыли. Рынок дисков, как и книг, был малорентабельным. Злопыхатели потирали ладони: «Амазон показала, что может задешево продавать массу книг без прибыли, а теперь покажет, как продавать горы дисков, а получать и того меньше». Прогнозы скептиков оправдались, деньги Безос потерял, однако за треть года реализовал дисков более, чем существующие лидеры.

Полоса неудач

Через год корпорацию охватывает кризис: стали предрекать развал «Амазон», ведь реализация товаров по цене ниже рыночной не приносила доход. И все же в марте 2000, когда лопнул доткомовский пузырь и большое число IT-фирм обанкротилось, Amazon.com, лишившись около 500 млн.$, устояла благодаря долгосрочным перспективам развития.

В 2002-2003 компанию покидали управленцы высшего уровня, утратившие веру в будущее фирмы. «Мы были неудачниками долгое время», – признается Безос в интервью. – Мне нравится, когда неудачи».

За неудачами следовали удачи. В 2007 Джефф анонсировал выход электронной книги-читалки Amazon Kindle. Продукт был нестандартным для направленности компании, но Безос не пожалел для разработки гаджета финансов, в очередной раз продемонстрировав предпринимательскую «чуйку».

-8

Успех Kindle был очевиден: без рекламы, лишь за счет отзывов покупателей, «читалки» продавались как горячие пирожки. Первые ридеры по цене 399$ были распроданы за 5,5 часа! В рассказе Стивена Кинга «Ур» упоминается несуществующий амазоновский «розовый киндл», открывающий доступ к данным других миров.



Сейчас Amazon является гигантом онлайн-ритейла и в списке Forbes:

  • №1 Top 100 Digital Companies 2018
  • №5 World’s Most Innovative Companies 2018
  • №5 World’s Most Valuable Brands 2018