При социализме покупка велосипеда ни умственных усилий, ни душевных смятений не требовала: «Школьник», «Орленок», «Украина» и конечно вожделенный «Старт-шоссе».
Лаконичный ассортимент.
Нынче подобрать педальное средство передвижения сложнее, чем жену. Рыночные вело-ряды красочностью и разнообразием товара способны помутить рассудок.
Однако опытный велосипедист никогда не пойдет за байком на рынок.
Ему известно, что подлинную «обвеску» (запчасти) от поддельной на глаз не отличить. Не отличить непрофессионалу и класс комплектующих.
Прежде чем идти в магазин надо понять, чего вы хотите от велосипеда.
Сначала определить свой тип катания, а под него уж и выбирать транспорт.
Например, если вы будете кататься по асфальту, изредка съезжая на земляные дорожки, то ваша машина называется «хардтейл».
Передняя вилка чаще амортизирующая, скоростей бывает от 18 до 27, шины толстые.
Если же влечет скоростная езда по гладким дорожным покрытиям, потребуется шоссейный (в народе гоночный) велосипед.
Его основные отличия – низкий вес (около 8 кг), колеса 27 дюймов в диаметре и мощная передача.
Скоростное перемещение по бездорожью называется «кросс-кантри».
Для этой дисциплины приобретают либо дорогой хардтейл, либо софттейл (амортизация заднего колеса происходит за счет гибких перьев рамы), либо специальный двухподвес с коротким и жестким ходом амортизаторов.
Прыжки через ямы, спуски и подъемы, скакание по лестницам, а также по перилам называется «велотриал».
Для триала используют особый хардтейл: без амортизаторов, с очень легкой, очень жесткой рамой, дисковыми тормозами и самым надежным оборудованием.
Другое развлечение для велосипедиста – съехать наперегонки с горы по специальной трассе. Основные отличия хардтейла для слалома: очень мощная рама, и передняя вилка с длинным ходом амортизаторов.
Даунхил – это нечто среднее между мотокроссом и скоростным спуском на лыжах.
Велосипед для даунхила, отличается двумя амортизаторами (двухподвес) спереди и сзади с длинным ходом (18 см) и, конечно, сверхнадежностью.
И последняя дисциплина для горного велосипеда – фрирайд.
Эти велосипеды созданы для свободного катания, но с максимальным комфортом.
Они оснащены двумя амортизаторами с коротким ходом, предохраняющими зад и мозг от ушибов и сотрясений даже на изрядно пересеченной местности.
А смешные велосипедики с маленькими (20 дюймов) колесами – это ВМХ. ВМХ (байсикал мото экстрим) – велосипед для трюков: вращения, полетов, танцев, сальто и так далее – вроде скейта.
Качество велосипеда определяется, как ни удивительно, рамой – ее материалом и геометрией. Чем жестче и легче рама, тем она дороже и лучше.
Рамы бывают из стали, хромомолибдена, алюминия, магния и титана.
Оптимальна алюминиевая рама – с ней велосипед весит 10–12 кг против 14–17 со стальной, но не это главное – алюминиевая рама значительно жестче, что обеспечивает лучший накат и управление.
Все, что привинчено к раме (седло, руль, колеса, звездочки, цепь, каретка, переключатель скоростей, тормоза и пр.), это навесное оборудование, или, коротко, навеска.
Навеска делится на три основных класса: любительский, спортивный и профессиональный.
Стоит каждая деталь от нескольких сот рублей в любительском классе до нескольких тысяч в профессиональном.
Детали отличаются точностью, надежностью и весом; внешне могут быть очень похожи.
Соотношение цена–качество соблюдается в велокомплектующих всегда. Главное – купить двойные ободья, их чаще всего приходится чинить.
Существуют два способа обзаведения байком.
- купить готовый велосипед;
- приобрести раму и обвесить ее.
Первым способом пользуются либо новички, либо непривыкшие экономить; вторым – все остальные.
Покупать велосипед желательно в магазинах, но не в любых, а там, где есть грамотные консультанты. На рынке вам обязательно что-нибудь впарят.