В нашу речевую группу недавно (уже в октябре) пришел новый мальчик. Ему 5 лет, он не говорит совсем, а все свои эмоции выражает в форме крика или рычания, если он недоволен, и легкого мурлыканья, когда у него все хорошо. Такой вот мальчик-кот. Сам умеет одеваться, пользуется туалетом, идет вместе со всеми, но ни в занятиях, ни в играх детей участия не принимает.
До нас он два года ходил в обычную общеобразовательную группу. Где 40 с лишним детей. Как он (и воспитатели) это выдерживали, я не представляю. Говорят, что он всегда сидел на одном и том же стуле, молчал или плакал (если что-то было не так), также ни с кем не играл, но родители отказывались его обследовать, считая, что он просто не адаптировался. И сейчас-то он пришел не летом, когда шло формирование групп, а уже глубокой осенью, видимо, родители только сейчас дошли до ПМПК (комиссии, отвечающей за формирование коррекционных групп).
Понятно, что в малочисленной группе и ему спокойнее, и воспитателям легче за ним следить. Но программа речевой группы для 5-6 летних детей ему все равно не подходит. Они изучают звуки, составляют рассказы по картинкам, группируют понятия по разным признакам... что из этого может делать неговорящий (и не желающий говорить) ребенок? Какая разница, сидит он на стуле во время занятий по общеобразовательной или коррекционной программе, если он не идет на контакт и речь не воспринимает.
Можно ли такую ситуацию называть коррекционным процессом? Инклюзией? Теоретически (и на бумаге) для него должна быть (и есть) отдельная программа развития. Вопрос только, кто и когда должен ее исполнять.
Занятия с ним проводит 15 минут в день дефектолог и 15 минут логопед. Еще психолог на те же 15 минут может прийти. Большую длительность занятий не позволяет СанПин (максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня для старшей группы - 45 минут). Остальное время он "социализируется": бесцельно ходит по группе или сидит в углу.
Сейчас все больше таких детей появляется в детских садах, причем часто родители отдают их в 2-3 года, пару-тройку лет они посещают обычные группы, где ничему не учатся, поскольку детям с особенностями развития требуется особый подход и методики работы.
Воспитатели не имеют права сказать родителям, что с ребенком что-то не в порядке. Если раньше они могли пожаловаться на поведение, отправить на обследование, то сейчас - только держать малыша за руку и ждать, пока мама и папа сами дозреют до обращения за помощью. За совет посетить невролога (не говоря уже о психиатре) педагог легко может получить выговор от заведующего или лишиться работы, если родитель посчитает данный совет несвоевременным.
И только в 5-6 лет, когда разрыв между обычными детьми и особенными становится очень ярким, такие дети появляются в коррекционных группах (часто не по профилю, а просто в тех, что есть в данном саду/ районе) или центрах реабилитации. К сожалению, даже при правильно организованном и интенсивном коррекционном процессе результаты уже не будут такими, какими могли бы быть, если бы работа началась на 2-3 года раньше.
Дорогие родители, в Ваших интересах максимально честно посмотреть на своего ребенка, оценить, все ли с ним в порядке, и если есть сомнения - начать посещать психолого-дефектолога-логопеда как можно раньше.
Не нужно ждать до школы. Очень многие дефекты развития максимально поддаются коррекции в возрасте до 4-5 лет, а дальше можно уже только сглаживать недостатки развития, увы.