Философы веками рассматривали вопросы правосудия и права, и возникло несколько подходов, или школ правовой мысли.
Функции Правосудия.
В стране закон может служить:
- поддержанию мира,
- сохранению статус-кво,
- защите индивидуальных прав,
- защите меньшинств от большинства,
- поощрению социальной справедливости,
- обеспечению упорядоченных социальных изменений.
Некоторые правовые системы служат этим целям лучше, чем другие. Хотя нация, управляемая авторитарным правительством, может поддерживать мир и статус-кво, также может угнетать меньшинства или политических оппонентов. В период колониализма европейские страны часто навязывали мир в странах, границы которых были в некоторой степени произвольно ими. За несколько столетий до начала ХХ века империи строили Испания, Португалия, Великобритания, Голландия, Франция, Германия, Бельгия и Италия. Что касается функций закона, то империя изменила статус-кво и редко поощряла права коренных народов или социальную справедливость в колонизированной нации.
Право и политика.
В большинстве национальных государств знание того, кто имеет право принимать и применять законы, зависит от знания того, кто обладает политической властью; во многих местах люди или группы, обладающие военной властью, могут также распоряжаться политической властью для принятия и применения законов. Каждый год происходят восстания против существующей политико-правовой власти; стремление к демократическому правлению, или больше "прав" для граждан, является постоянной темой в политике и праве.
Существуют различные школы относительно того, что такое право. Философия права также называется юриспруденцией, двумя основными направлениями являются правовой позитивизм и естественное право. Хотя есть и другие, именно они оказывают наибольшее влияние на то, как люди воспринимают закон.
1. Правовой позитивизм: закон как суверенное командование.
Если закон исходит от признанной власти и может быть применен сувереном, таким как король, президент или диктатор, который имеет власть в пределах определенной области или территории. Позитивизм - это философское движение, которое утверждает, что наука дает единственное достаточно точное знание, чтобы быть достойным.
Позитивно-правовая школа права признает легитимность власти законодателя; вопросы о нравственности или безнравственности закона не будут иметь значения. Напротив, юридическая школа естественного права отказалась бы признать законность законов, которые не соответствуют естественному, универсальному или божественному праву. Если законодатель издает приказ, нарушающий естественное право, гражданин будет морально оправдан при демонстрации гражданского неповиновения.
2. Естественное право.
Школа естественного права подчеркивает, что право должно основываться на общечеловеческом нравственном порядке. Естественный закон был "открыт" человеком с помощью разума и выбора между добром и злом.
Вот определение естественного права согласно Кембриджскому философскому словарю: "Естественное право, называемое также законом природы в нравственной и политической философии, является объективной нормой или набором объективных норм, регулирующих поведение человека, сходных с позитивными законами человеческого правителя, но обязательных для исполнения всеми людьми, одинаково и обычно понимаемых как вовлечение законодателя сверхчеловека" (Cambridge Dictionary of Philosophy, s.v. "Natural Law").
Другие школы права.
- Историческая школа.
Эта школа права считает, что общества должны основывать свои правовые решения сегодня на примерах прошлого. Прецеденты были бы важнее моральных аргументов.
- Юридическая реалистическая школа.
Социальный контекст права важнее для правоведов, чем формальное применение прецедента к текущим или будущим правовым спорам. Вместо того чтобы полагать, что судьи неизбежно действуют объективно, применяя существующую норму к какому-либо набору фактов, реалисты отмечают, что судьи имеют свои собственные убеждения, действуют в социальном контексте и будут принимать правовые решения на основе своих убеждений и собственного социального контекста.
- Критическая школа правовых исследований (CLS).
Школа CLS считает, что богатые исторически угнетали или эксплуатировали тех, у кого было меньше богатства, и поддерживали социальный контроль через закон. При этом богатые увековечивают несправедливое распределение как прав, так и благ в обществе. Право - это политика, и поэтому оно не является нейтральным или свободным от ценностей. Движение CLS пользуется законом, чтобы свергнуть иерархические структуры господства в современном обществе.
- Школа эко-феминистической правовой мысли.
Эко-феминистки утверждают, что тот же социальный менталитет, который ведет к эксплуатации женщин, лежит в основе эксплуатации мужчин и деградации окружающей среды. Мужская собственность на землю привела к формированию "культуры господства", в которой человек не столько является распорядителем существующей окружающей среды или "подчиненным" ему, сколько отвечает за то, чтобы все, что он контролирует, было экономически "продуктивным".
Каждое из различных направлений правовой мысли имеет особое представление о том, что такое правовая система или какой она должна быть. Теоретики естественного права подчеркивают права и обязанности как правительства, так и народа. Позитивное право воспринимает как данность то, что закон - это просто власть суверена, политической власти, которой будут подчиняться те, кто управляет. В недавних работах различных юридических факультетов подчеркиваются давно сложившиеся модели господства богатых над другими (школа CLS) и мужчин над женщинами (эко-феминистская правовая теория).