Нашу новую подборку малоизвестных фактов мы решили посвятить одному из самых известных людей в игровой индустрии. Из нашей статьи вы узнаете, как Хидео Кодзима снимал фильмы про зомби, почему он решил пойти работать в Konami и что сказал о Death Stranding режиссер «Безумного Макса».
Детство
Хидео Кодзима родился в 1963 году. Когда Хидео попросили назвать самые ранние воспоминания из детства, он ответил, что все они были в той или иной степени связаны со смертью. Однажды за ним погналась бездомная собака, в другой раз он чуть не попал под поезд, ну и еще раз едва не утонул в реке. Так что в какие-то моменты судьбы Metal Gear и Death Stranding висели буквально на волоске. Отец Хидео родился до начала Второй мировой, и он часто рассказывал сыну о бомбежках Токио, где Кодзима-старший тогда жил. Призывного возраста он тогда еще не достиг, но очень хотел сражаться за свою страну, хотя и ненавидел войну, ведь на ней погибли многие из его друзей. А еще Кодзима-старший на дух не переносил американцев, опять же из-за войны, но со временем его отношение к США поменялось, и он полюбил американскую культуру. По словам Хидео, отцовские рассказы сильно повлияли на него в детстве. К сожалению, отец Кодзимы скончался, когда тому было всего 13 лет.
Кинематограф
Родители Кодзимы всячески старались привить своим детям, а их было трое, любовь к кинематографу. Семейство регулярно собиралось по вечерам перед телевизором, причем детей не отпускали спать, пока фильм не будет досмотрен до конца. Говорят, что по сегодняшний день он старается следовать одному правилу – смотреть по одной картине каждый день. Уже в детстве у Кодзимы появилась тяга к придумыванию собственных историй. Причем, это занятие так увлекало его, что по пути из школы он часто настолько забывался, что падал в придорожную канаву. К слову, был момент, когда Хидео решил пойти учиться на художника, но потом передумал. Тут сыграл свою роль пример дяди Кодзимы, который как раз был художником и постоянно испытывал проблемы из-за нехватки денег.
Первые фильмы
Увлечение кинематографом привело к тому, что Кодзима со временем захотел стать режиссером. В школе он даже пробовал снимать фильмы про зомби. Как-то раз во время школьного фестиваля Хидео с друзьями даже попробовал заработать на своем увлечении – устроил платный показ одной из своих первых работ. Деньги за билеты брали чисто символические – планировалось, что собранная сумма будет пущена на покупку фильмов, но выручки не хватило даже на одну видеокассету. Сами понимаете, интернета и торрентов тогда не было. Для съемок одного из следующих фильмов Кодзима с приятелями убедили своих родителей дать им денег для поездки на один из небольших островов. Там планировалось снять историю о школьниках, выживавших после крушения самолета. Поездка была рассчитана на четыре дня, но первые три вся съемочная группа провела, купаясь в море. Поскольку снять задуманный фильм за день было невозможно, Кодзима переделал сценарий в еще один зомби-хоррор. Родителям он его показывать не стал.
Супер Марио
Пробиться в киноиндустрию у Кодзимы в итоге не получилось. Какое-то время он пробовал писать повести для журналов, но ни одну из них так и не опубликовали, потому как все они получались слишком объемными. Тогда Хидео решил получить экономическое образование. В процессе учебы ему в руки попала приставка НЕС – именно с неё и началось знакомство с играми. Одной из любимых стал Супер Марио. В какой-то момент Кодзима решил, что если не получилось с кинематографом, то можно попробовать реализовать себя в игровой индустрии. Сейчас такое решение вряд ли бы кого-то сильно удивило, но в тогдашней Японии все было совсем по-другому.
Игровая индустрия
Для японского общества очень важна престижность профессии. И хотя видеоигры в 80-е начинали пользоваться все большей популярностью, отношения к их разработчикам было мягко говоря скептическим. Считалось, что создавать игры идут только те, кому не удалось реализовать себя в других областях. В какой-то степени это была работа для изгоев. Хидео вспоминал один эпизод, который случился на свадьбе друга. Кодзима к тому времени уже начал работать в Konami и перед гостями его представили следующим образом. Мол, этот парень очень талантлив, и вообще хороший во всех смыслах человек, но по каким-то причинам решил заняться видеоиграми. Все гости засмеялись. Доходило до того, что Кодзима даже врал своим приятелям, говоря, что работает финансистом. А еще он очень переживал, что непрестижная работа заставляет неловко себя чувствовать его маму. Но мама сына всегда поддерживала.
Konami
Даже выбор места работы Кодзима сделал не совсем обычным образом. По его словам, Konami в то время была единственной японской компанией, чьи акции продавались на бирже. Хоть какой-то, но статус. На новом месте Кодзиме тоже пришлось нелегко. Его первым проектом стала игра Lost World, которая через полгода была закрыта. После этого руководство Konami решило сделать экшен про войну. И тут Кодзиме пришла в голову идея, подсказанная фильмом «Великий побег» – рассказать историю про военнопленного, который пытается свалить из лагеря. То есть сделать игру, в которой нужно постоянно прятаться. Иными словами, стелс-экшен, которых на рынке тогда просто не было. Убедить остальную команду попробовать что-то новое удалось далеко не сразу, ведь Кодзима был в коллективе самым молодым. Но так в итоге родилась серия Metal Gear.
Контроль
Именно в ту пору, когда Кодзиме приходилось постоянно убеждать всех коллег в работоспособности своих идей, у него появилась привычка контролировать весь процесс разработки. Причем даже во время создания Death Stranding, когда авторитет Кодзимы был вроде бы непререкаем, ему все равно приходилось то и дело спорить с собственными сотрудниками. Потому как не все задумки Кодзимы находили понимание у коллег. Однако сам Хидео считает это нормальным. Мол, люди же не могут заглянуть к нему в голову и на 100 процентов понять его замысел. Кстати, работает Кодзима, по его же собственным словам, очень быстро, а залогом этого является быстрота принятия решений. Дескать, он сразу выбирает один из вариантов и никогда не говорит «Я подумаю над этим».
Не только Metal Gear
Хотя имя Кодзимы самым тесным образом связано с серией Metal Gear, его послужной список в Konami только ею не ограничивается. В 88 году он выпустил киберпанковскую адвенчуру Snatcher, в которой отвечал за сценарий и дизайн. В 94-м вышла еще одна адвенчура Policenauts, в которой опять же затрагивалась тема мрачного ближайшего будущего. Поработал Кодзима и над игрой Boktai: The Sun is in Your Hand для Game Boy Advance. Примечательно, что в картридж с ней был встроен фотосенсор. Если картридж находился на солнечном свету, то таким образом заряжалось оружие главного героя. Если же заряд заканчивался, а вокруг было темно, то тогда встреч с врагами стоило избегать. Но, конечно, самым известным из не металгировских проектов Кодзимы в Konami стал Silent Hills, который он разрабатывал совместно с Гильермо дель Торо. Была выпущена демка, легендарная P.T., но потом проект закрыли. Сам Кодзима сравнил эту историю с походом на Эверест. Мол, представьте, что вы решили попасть на Эверест, и в качестве тренировки совершаете подъем на гору Фудзи. Все идет нормально, но когда вы начинаете планировать экспедицию на Эверест, вам это запрещают». Именно эта история, а также скандал с постоянными переносом релиза пятого Metal Gear Solid привели к тому, что Кодзима ушел из Konami.
Актеры и режиссеры
На фоне прочих игр Кодзимы Death Stranding выделяется количеством задействованных в нем реальных актеров и режиссеров. Сам Хидео говорит, что нынешние технологии позволяют создать любого персонажа, но это не заменит общения с живым человеком. Который, как, например, Норман Ридус будет обсуждать каждую сцену и предлагать свои варианты. Такие вот творческие споры для самого Кодзимы очень важны. В повседневном общении Хидео не очень любит, когда его называют Кодзима-сан, что переводится с японского как «мистер Кодзима», а предпочитает вариант Кодзима Кантоку. Именно так в Японии принято обращаться к режиссерам. Кстати, именно режиссер одним из первых одобрил идею Death Stranding. В 2017 году Кодзима побывал в Австралии, где пообщался с Джорджем Миллером, автором «Безумного Макса». Ему Хидео показал первый трейлер игры и на словах объяснил концепцию. И Джордж в ответ сказал, что Кодзима со всех сторон прав.
Линдси Вагнер
Одна из ключевых ролей в Death Stranding досталась актрисе Линдси Вагнер, фильмы с которой Хидео очень любил в своей юности. Кодзима рассудил, что раз ему уже 56 лет и у него есть мечта позвать в игру Линдси, то надо реализовывать эту идею здесь и сейчас. Ведь кто знает, не умрет ли он завтра – возраст-то уже немаленький.
Не секрет, что модель персонажа Линдси в Death Stranding сильно омолодили. По этому поводу в студии ходило немало споров. Подобный ход уже использовался в киноиндустрии, но вот результат далеко не всегда получался достойным. Однако все изменилось, когда разработчики устроили совместный поход в кино на новый Blade Runner. Когда Кодзима сотоварищи увидели там персонажа актрисы Шон Янг, то он настолько их поразил, что все сомнения исчезли. Ну и чтобы закончить тему актеров, надо сказать, что несколько ролей есть на счету и самого Кодзимы. В 2000 году он снялся в фильме Versus, а в 2003 исполнил небольшую роль бандита в картине Azumi. Режиссером обоих фильмов был его приятель Рюхей Китамура. Ну а в 2019 году Хидео сыграл убийцу в сериале Too Old to die Young, который снял еще один приятель Кодзимы – Николас Виндинг Рефн. Сам Николас в долгу не остался и исполнил одну из ролей в Death Stranding.