Найти тему

Джокер | Рецензия диалог

Антон Фролов, Александр Ярошевич

В кинотеатрах показывают очередной фильм по комиксам. В этот раз кино “Джокер” не опирается на известные выпуски или индивидуальные книги. Режиссер Тодд Филипс представил видение становление злодея. Это впечатлило венецианское жюри, которое вручило фильму Золотого льва.

Выход же в широкий прокат вызвал не столь однозначные мнения. Редакция . Cineast предлагает прочитать рецензию-диалог о “Джокере”.

Антон Фролов: Тодд Филлипс получил от Warner Media возможность сделать фильм у которого нет канона. Origin у Джокера отсутствует. Поэтому персонаж из Нолановского “Темного рыцаря” спокойно рассказывает каждый раз новый путь становления. Новый фильм обещал раскрыть все существенное о прошлом короля преступников с улыбкой. К сожалению комедийный режиссер совершенно не разбирается в значимости фигуры Джокера Режиссер снисходительно вычеркивает аспекты сделавшие шута столь опасным преступником, с которым не справляется сам Бэтмен. Отсутствует конструктивное безумие, умение манипулировать и психопатическое планирование.

Александр Ярошевич: Действительно, Джокер не оправдывает ожидания и авансы на протяжении фильма, вплоть до финальной четверти ведра с попкорном. Картина обретает иные краски в тот момент, когда несчастный Артур Флек осознает масштаб влияния своей персоны на общество. Ему далеко до нолановского Джокера, который с неподражаемым изяществом самолично попадал и выбирался из любых передряг. Только название фильма и культовый грим оставляют зрителю надежды на дальнейшее развитие Джокера.

-2

А.Ф.: Надежды у зрителя на развитие? Филипс не дает возможности развиваться персонажу. Джокер в этом фильме изменяется очень мало. Все изменения персонажа происходят по плану выхода внутренней агрессии наружу. Тема очень актуальная и важная. Вот только авторы фильмы прячуться от реальности уходя в восьмедесятые. Из-за времени почти невозможно поверить превращение Артура Флэка в запоминающегося злодея. Я скорее склоняюсь, что этот Джокер вдохновит кого-то из молодых зрителей, участников протестов.

А.Я: Как раз в первом всплеске агрессии, Артур демонстрирует отношение к происходящей ситуации. Он маленький человек, которого мало интересуют общественные проблемы. Ему не так важен Готэм, в котором пропасть между слоями населения видна с космоса. Он прекрасно себя чувствует на улицах, где мусорные баки забиты доверху неделями, а полчища крыс прибыли прямиком со времен чумы. Суть в том, что в один момент Флэку надоедает раз за разом подставлять вторую щеку и он чинит самосуд. Сколько не в порывах праведного гнева, сколько ради самозащиты, но здесь и закрадывается переломный момент для самопознания.  Да, здесь не проглядывается гениальный умысел. В его планах нет желания захватить город и восстановить справедливость. Просто персонажу Феникса надоедает взамен на гиперболизированный позитив получать по почкам от школьников в подворотне. Если совершенные преступления и их последствия не станут первоочередными факторами для каноничного развития Джокера, то я уж не знаю.

-3

А.Ф.: В этом и большая проблема – отсутствие большой цели. Джокер в любіх ипостасях имел большую и малую цель. Даже странный образ из Лего-Бэтмена смог покорить меня. У лего-фигурки раскрашенной в фиолетовый есть мотивация и цель. В фильме от Филипса Артур человек живущий в потоке и не сопротивляющийся действительности. Флэк ничего не планирует и действует спонтанно.

Для подтверждения приведу слова сценариста “Лечебницы Аркэм” Дэна Слота:

«Самое грустное, что есть много прекрасных комиксов DC, которые так или иначе раскрывают происхождение Джокера. Из любых их них получился бы куда лучший фильм чем то, что мы видим на экране — просто бери и используй страницы как раскадровки».

А. Я.: У него есть большая и малая цель. Человек ищет себя в злом обществе, пытаясь наладить дела с карьерой комика и отношения с привлекательной соседкой. Флэк работает в этих направлениях. Суровая действительность не избавляет его от спонтанности, зато переводит ее в более взрывоопасное русло. Джокер Тодда Филлипса не заложник ожиданий ярых фанатов, он – нечто новое и ранее неизведанное. Как по мне, решение отойти от гиковского развития оказалась выиграшной. Иначе зрителей ожидало бы два часа комикса без новых идей и рискованных ходов. У Джокера все еще впереди, рубикон пройден.

-4

А.Ф.: Я не говорю про каноничность. Ее как раз в комиксах нет. Просто цель филиппского героя близка к достоевским персонажам. Характеры из прозы достоевского несут идеалы, следы болезни, но мало влияют на происходящие в их жизни. В итоге Джокер-Феникс не являеться персонажем способным противостоять Бэтмену, Супермэну. Артур Флэк сейчас очень напоминает персонажи-символы. В популярной культуре недавно прогремел такой персонаж – Сойка-пересмешница. Дженнифер Лоуренс представила девушку, которой крутят для достижения целей сильных мира сего. 

Джокер Тодда Филлипса вдохновляет толпу, но про возможность управлять массами не понятно. Он что опять случайно что-то сделает и движение будет вперед? Так не бывает.

А.Я.: Сложно сравнить пересмешницу с Джокером. Во-первых, им никто не манипулирует, ведь толпа бунтовала и до сцены с метро. Во-вторых, Артур не заинтересован в благополучии народа. Флэк противостоит жестоким людям, которые к нему несправедливо относятся. И я отчетливо вижу дальнейшее развитие этой борьбы. Его случайная самозащита эффектом бабочки вызвала новую волну протестов и агрессии жителей Готэма, но он осознал значимость этих событий. Даже если завтра полиция разгонит всех недовольных – для главного героя ничего не изменится. Времени до созревания гениальных планов и маленького Бэтмэна уйма. Бунты пройдут, а Джокер останется.

-5

А.Ф.: Я не верю в Джокера от Филипса. В смысле Флэк не тот персонаж, которому подчиняться главы банд. Да Артур способен на убийство и безумство. Это не делает его способным на покорения не простых и сильных управляющих. Возвращаясь к пересмешнице – она тоже не за народ выступала. Сойка волновалась за сестру, а дальше как вышло.

На волне бунтов и беспорядков поднимаются неоднозначные личности. Чтоб продолжать быть впереди – такие герои должны обладать какими-то дополнительными качествами. За примером обратимся к украинским революциям. Ярош гремел, а сейчас простой администратор политической силы. Вот так и Джокер/Хоакин. Его поднимают на волне, но после он просто стирается жерновами после событий. Не хватает протагонисту фильма стержня. Или я его просто не увидел.

А.Я.: Как по мне, большой плюс фильма Филлипса – неоднозначность. Мне довелось пообщаться с теми, кто успел посетить сеанс, прочитать, статьи и послушать пару подкастов. Мнения настолько сильно отличаются, что за истиной придется обратиться к режиссеру. Он же в свою очередь отправит нас размышлять – то, что мы увидели произошло наяву или в голове у главного героя. Лично для меня, такая предыстория Джокера получилась смелой и перспективной. Мне понравилась история нетривиального человека во враждебном окружении, который нашел в себе силы на отпор и самопознание; понравилась бесподобная игра Хоакина, которая заслуживает право побороться за золотую статуэтку; понравился визуальный ряд и музыкальное сопровождение. Я хочу увидеть продолжение трагедии комедии.

Диалог с аргументами и мнениями становится бесконечным. В общем приходим к выводу, что каждый зритель “Джокера” видит разное кино. Тодд Филипс порадовал фильмом, который вызывает дискуссии, интерпретации – произведений вызывающих такое бурление хочется больше.

Риторика:

Ждем-с расширения вселенной? “Бэтмен” Мэтта Ривза станет продолжением? Верим в зарождение вселенной DC?