Найти тему
Aleksandr Eitminovic

Первый туннель в Российской империи. Панеряйский туннель.

Панеряйский туннель. В 1851 году руководством Российской империи было принято решение о прокладывание железной дороги Санкт Петербург – Варшава. 1857 году царём Александром 2 был подписан договор о продлении железной дороги с ответвлением в сторону Калининграда через Каунас. Было принято решение провести 5 железнодорожных веток, которые соединили бы все крупные города и Балтию с выходом к Черному морю. Но после постройки основного пути Санкт – Петербург – Варшава, этот договор был расторгнут. Прокладывая первую железную дорогу через Литву, было построено множество строений.

Самые крупные из них – туннели в Каунасе и Панеряй, которые были первыми туннелями не только в Литве, но и в Российской империи. Говорят, что решение прокладывать железную дорогу через туннель было принято благодаря путешествиям царя Александра второго в Швейцарию.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21

Он был очарован длинными туннелями в Альпийских горах и захотел у себя в стране нечто похожее. Рабский труд копателей туннеля изобразил на своей картине художник Савицкис.

О копателях говорили, что это самый несчастный народ на русской земле, люди, которые больше похожи на животных. Им не хватало одежды и обуви, а подрядчики и снабженцы обманывали их на каждом шагу. Строительство туннеля длиной 427 метров закончилось спустя 3 года, и сам царь Александр II на открытии в 1861 году заложил последний кирпич в стену туннеля.

А первый поезд следовавший по маршруту Вильнюса – Вербалис прошел через туннель 15 марта в 1862 году. В 1944 году отступавшая немецкая армия не собираясь оставить врагу ни одного значимого объекта – взорвала все мосты в Вильнюсе, электростанцию и другие объекты. В их планах также было взорвал туннель в Панеряй, но их планам помешала внезапно напавшая советская армия.

После войны через туннель по-прежнему ездили поезда, но кирпичная кладка начала сильно разваливаться. Появилась опасность обрушения. После исследований было решено не ремонтировать туннель, а проложить объезд рядом с холмом.

Спустя почти 100 лет туннель был закрыт, а железнодорожные пути демонтированы. Сегодня туннель в Панеряй охраняется государством как объект культурного наследия.

-22