Найти в Дзене
ИПЕМ

О методических подходах к расчету уровня локализации продукции железнодорожного машиностроения

Оглавление

В 2015 году в связи с обострением мировой политической и экономической обстановки Правительством РФ был утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, включавший в себя комплекс мер в отношении системообразующих предприятий. Одним из ключевых направлений стала поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых товаров, в том числе высокотехнологичных [1]. Особую актуальность в этих условиях обрели вопросы определения уровня локализации производства того или иного вида продукции на территории России, в частности для железнодорожной техники.

Источник: ТАСС
Источник: ТАСС

Предпосылки разработки Методических подходов расчета уровня локализации продукции железнодорожного машиностроения

С целью исполнения Плана, утвержденного Правительством РФ, ОАО «РЖД» приняло программу импортозамещения закупаемой для нужд компании продукции, в рамках которой одним из условий сотрудничества с иностранными поставщиками стало постепенное доведение степени локализации производства железнодорожной продукции в России до 80%. Для обеспечения реализации программы холдингом также была разработана собственная методика определения уровня локализации, однако его расчет, проводимый в рамках данной методики, не носил характер окончательного [2]. Так, в соответствии с п. 1.3 данной методики на ее основании должны быть разработаны методики определения уровня локализации для групп товаров в разрезе структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД», учитывающие специфику и номенклатуру продукции, закупаемой для конкретного хозяйства, а также закрепляющие регламент определения уровня локализации и формирования требований к поставщикам.

В настоящее время в нормативно-правовой базе РФ отсутствует единый и утвержденный на федеральном уровне документ по оценке и определению уровня локализации продукции транспортного машиностроения. ИПЕМ счел целесообразным восполнить данный пробел и разработал собственные методические подходы проведения таких работ.

В процессе формирования базиса для оценки уровня локализации производства железнодорожной техники были проанализированы российские методики, разработанные для отраслей железнодорожного машиностроения (методика ОАО «РЖД») [2], автомобилестроения [3], станкостроения [4], электротехнической [5] и телекоммуникационной отраслей [6].

Методика ОАО «РЖД»

В рамках данной методики расчет уровня локализации проводится по формуле:

-2

где Bi – среднестатистический расчетный удельный вес технологической операции (B1, B2, B3) в структуре трудоемкости производства продукции;

МЗiOT – материальные затраты отдельной технологической операции (B1, B2, B3), произведенной в России;

ТЗiOT – расходы на оплату труда в отдельной технологической операции (B1, B2, B3), произведенной в России;

ИЗiOT – расходы на НИОКР и ОКР, приобретение патентов, ноу-хау и т. д. отдельной технологической операции (B1, B2, B3), произведенной в России;

CiОБЩ – общая сумма материальных и трудовых затрат и расходов на НИОКР и ОКР, приобретение патентов, ноу-хау и т. д. отдельной технологической операции (B1, B2, B3). Под технологическими операциями B1, B2, B3 понимаются следующие процессы:

  • изготовление основных компонентов, модулей и элементов продукции (В1);
  • их монтаж и сборка (В2);
  • программирование, функциональное тестирование и проверка работоспособности продукции (В3).

Таким образом, методика ОАО «РЖД» учитывает как долю комплектующих, материалов и работ, произведенных/выполненных на территории РФ в рамках выпуска анализируемой продукции, так и долю затрат на научные исследования и разработки, осуществленные для запуска ее производства.

Методика автомобилестроения

Расчеты уровня локализации в сфере производства автомобилей в России методически более простые. Так, среднегодовой уровень локализации производства узлов и агрегатов для моторных транспортных средств рассчитывается по следующей формуле:

-3

где V – таможенная стоимость всех автокомпонентов и их частей, ввезенных российским юридическим лицом на территорию РФ для производства узлов и агрегатов для моторных транспортных средств;

P – общая стоимость всех узлов и агрегатов, произведенных в России.

Таким образом, в рамках данной методики предлагается расчет уровня локализации посредством выявления доли затрат на комплектующие, материалы и услуги российского происхождения от общего объема затрат на производство.

Методика станкостроения

В сфере производства станков была проанализирована методика определения уровня локализации зарубежных производств на территории России, разработанная ассоциацией «Станкоинструмент» в 2015 году. Она носит рекомендательный характер и предназначается для компаний, которые осуществляют свою деятельность в области станкостроения, в частности для компаний − членов ассоциации. В данной методике степень локализации производства оборудования определяется по формуле:

-4

где С – средняя себестоимость производства единицы оборудования;

Кимп – затраты на комплектующие изделия иностранного производства;

Мимп – затраты на материалы иностранного производства;

Уимп – затраты на услуги сторонних иностранных организаций.

Фактически расчет уровня локализации на основании данной методики, так же, как и в методике автомобилестроения, осуществляется посредством выявления доли затрат на комплектующие, материалы и услуги российского происхождения от общего объема затрат на производство единицы оборудования.

Методика электротехнической отрасли

Данная методика была разработана ПАО «Россети», одним из крупнейших потребителей электротехнической продукции на территории России. Она предназначена для внутреннего пользования и оценки уровня локализации электротехнического оборудования, используемого самой компанией, в соответствии с формулой:

-5

где УЛпр – уровень локализации производственного процесса, определяемый на основе затрат на приобретение локализованных изделий и локализованных работ в процессе производства продукции;

Кнаук – коэффициент, учитывающий уровень локализации компетенций предприятия;

Кс – коэффициент, учитывающий наличие сервисных центров на территории России.

Показатель УЛпр рассчитывается по формуле:

-6

где Сj – расходы по j-й статье затрат в составе себестоимости производства рассматриваемого вида продукции, представленные на основе данных бухгалтерского учета за отчетный период, предшествующий дате оценки;

αj – коэффициент, отражающий уровень локализации j-й статьи затрат в составе себестоимости производства продукции (%);

С – себестоимость производства продукции.

Если компоненты/услуги по j-той статье затрат произведены на территории России, то αj = 100%. В противном случае αj = 0%.

В структуру С были включены следующие статьи затрат:

  • сырье, материалы и комплектующие, входящие в состав продукции;
  • услуги подрядных или контрактных организаций и частных лиц;
  • амортизация объектов основных средств, в том числе объектов недвижимого имущества, оборудования, транспортных средств, инструментов, организационной и офисной техники;
  • заработная плата работников;
  • амортизация и расходы на программное обеспечение, лицензионные отчисления, интеллектуальную собственность, включая затраты на конструкторскую и технологическую документацию;
  • расходы на аренду зданий и сооружений, помещений, их ремонт и поддержание в технически исправном состоянии.

Статьи себестоимости с удельным весом менее 1% относительно общей величины себестоимости принимались к учету укрупненно и отражались как «Прочие расходы».

Коэффициент (Кнаук), учитывающий интеллектуальную составляющую производственного процесса (уровень наукоемкости производства и локализации компетенций), определяется на основе прироста стоимости нематериальных активов предприятия (Δиа):

Δиа = ИА(0) – ИА(-1),

где ИА(0) – стоимость интеллектуальных активов производителя на конец текущего отчетного периода;

ИА(-1) – стоимость интеллектуальных активов производителя на конец предыдущего отчетного периода.

Исходя из значения Δиа, коэффициент Кнаук определяется следующим образом:

  • если Δиа > 0, то Кнаук = 1;
  • если Δиа ≤ 0, то Кнаук = 0,9.

Коэффициент Кс, который учитывает наличие на территории России сервисных центров, обслуживающих данную продукцию (оборудование) и основные комплектующие, определяется следующим образом:

  • если такие сервисные центры на территории России присутствуют, то Кс = 1;
  • если отсутствуют, то Кс = 0,9.

Таким образом, в рамках данной методологии уровень локализации продукции определяется на уровне жизненного цикла изделия.

Методика телекоммуникационной отрасли

В сфере телекоммуникаций проект методики предполагает следующую формулу определения уровня локализации:

Ул = (Ут + Ум + Ук + Уп) × Nф,

где Ут – уровень локализации производственно-технологических операций при изготовлении оборудования (%);

Ум – коэффициент использования отечественных материалов при выполнении локализованных производственно-технологических операций (%);

Ук – коэффициент использования комплектующих российского производства при выполнении локализованных производственно-технологических операций (%);

Уп – уровень владения программным обеспечением, используемым в изделии (%);

Nф – доля технологических операций, производимых на территории РФ при финишной сборке изделия.

Необходимым условием получения статуса российской продукции для телекоммуникационного оборудования должна быть 100-процентная локализация производственных операций при финишной сборке изделия, то есть при Nф = 1. Если хотя бы одна технологическая операция в рамках данного этапа выполняется за пределами РФ, то оборудование автоматически не получает указанный статус. Методика схожа с той, которая применяется в станкостроении, так как определяет долю затрат на комплектующие, материалы и услуги российского происхождения.

Формирование основных положений новых методических подходов

После ознакомления с представленными методиками был определен ряд инструментов, комплексное применение которых позволяет наиболее точно оценить эффекты от локализации продукции железнодорожного машиностроения. Для расчетов в методике ИПЕМ были выбраны следующие показатели:

  • доля комплектующих, материалов и работ, произведенных/выполненных на территории России, в финансовом выражении;
  • обязательный критерий финишной сборки/монтажа изделия полностью на территории России;
  • обязательный критерий производства на территории России высокотехнологичных комплектующих;
  • обязательный критерий производства на территории России комплектующих, влияющих на безопасность эксплуатации подвижного состава.

Обязательность сборки/монтажа конечной продукции на территории РФ обусловлена необходимостью соответствия требованиям постановления Правительства РФ «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» [7]. В перечень операций, выполнение которых необходимо на территории РФ, также были добавлены условия использования российских программных продуктов и проведения тестирования/ программирования конечной продукции. Такой подход связан с важностью обеспечения кибербезопасности на сети железных дорог России.

Обязательность производства на территории РФ высокотехнологичных комплектующих (принадлежность комплектующих к высокотехнологичным осуществляется на основании критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции [8]) была обусловлена необходимостью стимулирования привлечения инвестиций на развитие отрасли железнодорожного машиностроения и, как следствие, повышения наукоемкости производства основной продукции.

Обязательность производства на территории РФ компонентов, влияющих на безопасность эксплуатации подвижного состава, обусловлена необходимостью повышения безопасности работы железнодорожного транспорта.

В связи с идентичностью требований, предъявляемых к высокотехнологичным изделиям, а также компонентам, влияющим на безопасность эксплуатации подвижного состава, было принято решение об объединении данных элементов конструкции подвижного состава в категорию «ключевые комплектующие».

Например, для тепловозов были выделены следующие ключевые комплектующие, локализация которых необходима на территории России:

– компоненты, влияющие на безопасность:

  • рама и кузов;
  • кабина;
  • автосцепное устройство;
  • тормозное оборудование;
  • тележки;
  • системы управления, диагностики, контроля, защиты и сигнализации;

– высокотехнологичные изделия:

  • силовая электроника;
  • микропроцессорные системы;
  • дизельный двигатель.

Аналогичные перечни были составлены по всем типам подвижного состава.

Проведение расчетов уровня локализации комплектующих подвижного состава

ИПЕМ предлагает осуществлять расчет уровня локализации комплектующих в соответствии с таблицей 1. В столбцах 2-7 делаются отметки, если указанное условие по рассматриваемому комплектующему изделию было выполнено на территории России.

-7

Также в столбцах 2-4 указывается доля (по стоимости в рублях) сырья/материалов/ работ, произведенных/выполненных на территории России, от общего объема сырья/материалов/работ, произведенных/выполненных в процессе создания комплектующего изделия. Если указанная доля составляет более 70%, то условие локализации продукции считается выполненным.

В столбцах 5-7 отмечается выполнение/невыполнение в формате «да» или «нет» для советующей операции/условия на территории России.

Столбец 6 заполняется для следующих комплектующих:

· электрооборудование;

· системы управления, диагностики, контроля, защиты и сигнализации;

· климатическое оборудование;

· оснащение вагонов.

Для признания локализации комплектующих по столбцам 5-7 необходимо выполнение данных технологических операций полностью на территории Российской Федерации. Отдельно для столбца 6 авторские права на использование, изменение программного продукта и его распространение должны быть закреплены за российской компанией.

При наличии пяти и более отметок в столбцах 2-7 (при обязательных отметках в столбцах 5-7) в столбце 8 устанавливается признак локализации Dj = 1 (локализовано). При наличии менее пяти отметок комплектующие признаются нелокализованными на территории России и им присваивается признак локализации Dj = 0 (не локализовано).

Локализация конечной продукции

Согласно представленной методике, конечная продукция считается локализованной в том случае, если ее окончательная сборка (либо окончательное производство) осуществляется на территории России. Уровень локализации определяется в процентах по формуле:

-8

где Aj – расчетный удельный вес j-того узла, комплектующего, работ в цене подвижного состава/услуги;

N – общее число узлов, комплектующих, работ, локализуемых на территории России.

Расчетный удельный вес Aj узла, комплектующего изделия или работы определяется в соответствии с типом продукции.

Выводы

Разработанные ИПЕМ методические подходы расчета уровня локализации продукции транспортного машиностроения на территории России предназначены для использования производителями подвижного состава и его заказчиками, а также регулирующими органами. Их применение позволяет определить фактический уровень локализации как конечной продукции, так и комплектующих к ней. Ключевой особенностью предлагаемых подходов является акцентирование внимания на требованиях, предъявляемых к локализации высокотехнологичных компонентов, а также комплектующих и операций, влияющих на безопасность эксплуатации подвижного состава.

Разработанный инструментарий актуален для тех случаев, когда в рамках заключаемых договоров поставки подвижного состава в требованиях к продукции указывается требование по обязательной локализации ее производства либо назначается ее минимально допустимый уровень.

Техника железных дорог, №3 (47), август 2019

Саакян Ю.З., генеральный директор ИПЕМ

Поликарпов А.А., заместитель руководителя Департамента исследований
железнодорожного транспорта ИПЕМ

Список использованной литературы

1. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утв. распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р.

2. Типовая методика определения уровня локализации производства продукции, закупаемой ОАО «РЖД», утв. распоряжением ОАО «РЖД» № 1480р от 10.06.2015.

3. Порядок, определяющий понятие «промышленная сборка» моторных транспортных средств и устанавливающий применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД ЕАЭС, их узлов и агрегатов, утв. приказом Минэкономразвития России № 73, Минпромэнерго России № 81, Минфина России № 58н от 15.04.2005 (ред. от 07.12.2017).

4. Методология определения российских производителей на основе уровня локализации (ассоциация «Станкоинструмент»), 2015 год.

5. Методика оценки уровня локализации производства электротехнической продукции на территории Российской Федерации, ПАО «Россети», 2016 год.

6. Методика определения уровня локализации телекоммуникационного оборудования, произведенного на территории Российской Федерации, 2017 год.

7. Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (ред. от 13.03.2018).

8. Критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, утв. приказом Минпромторга России №1618 от 1.11.2012.

Подписывайтесь и следите за новостями ИПЕМ в Телеграм-канале!

Также по теме: