Найти в Дзене

Золото мира искусства. Картины Джона Аткинсона едут в Петербург

В Михайловском замке поселятся работы Джона Огастеса Аткинсона «Крещение князя Владимира» и «Куликовская битва», которые с 1925 года хранились в Третьяковской галерее.

Картины входят в число самых дорогих живописных работ и будут находиться в Северной столице на условиях долгосрочного хранения.

Джон Аткинсон / Е.И. Иткина «Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских
Джон Аткинсон / Е.И. Иткина «Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских

В своем творчестве Джон Аткинсон много времени уделял созданию гравюр, но вместе с тем занимался и живописью. Несколько работ английского мастера, посвящены русской теме. Они созданы художником в период его проживания в Петербурге и соответствуют направлению «россика». Аткинсон смог передать в своих картинах русский дух, незнакомый европейцам.

Жизнь Джона Аткинсона в России была тесно связана с придворным Петербургом, так как его родственник Джеймс Уокер выполнял заказы Екатерины II. Императрица пригласила графика, чтобы тот гравировал работы из ее коллекции и сделал собрание картин Эрмитажа.

В Северную столицу художник Джон Аткинсон приехал в возрасте девяти лет вместе с Уокером в 1784 году. За двадцать лет пребывания в России он успел написать портреты нескольких важных фигур, среди них Павел I, граф Шереметев, Суворов. Но эксперты отмечают, что искусство портрета не стало для Аткинсона его сильной стороной.

Павел I. 1797. Аткинсон. Павловск.
Павел I. 1797. Аткинсон. Павловск.

Когда художнику было 22 года он написал конный портрет императора Павла I. Размеры картины были всего 71×50 см. Император нарисован в профиль и одет в мундир Преображенского полка. Застывшая фигура всадника образует контраст с движущейся фигурой коня.

С момента восшествия на престол в 1796 году Павла всецело поглотила идея строительства собственной резиденции, потому что ему невыносимо было жить в старом дворце, где все напоминало о порядках нелюбимой матери. Вскоре строительство Михайловского замка становится главным делом Павла, сюда привлекаются все лучшие силы, сюда же направляются основные денежные средства в ущерб остальному строительству в городе. Император лично оценивал все проекты и предложения, вносил свои коррективы, непрерывно следил за ходом строительства.

Он же заказал Аткинсону большие исторические полотна для украшения Михайловского замка в 1799 году. Долгое время считалось, что тогда мастер выполнил две картины, но, как выяснила сотрудница государственного Эрмитажа Н.Ю. Бахерева, картин оказалось четыре: «Крещение князя Владимира», «Куликовская битва», «Битва с татарами» и «Высадка татар». Первые два полотна несколько раз перевозились и наконец остановились в Третьяковской галерее. Как сообщил директор Русского музея Владимир Гусев, шедевры, хранившиеся в московском музее все эти годы, не выставлялись. Их держали намотанными на валы и практически никто никогда их не видел.

А вот две другие картины пропали. По крайней мере, их местонахождение остается неизвестным. Последние сведения относятся к 1925 году, когда они были переданы в Музейный фонд.

Сейчас остановимся все-таки на полотнах, которым предстоит большой переезд из Москвы в Петербург.
Джон Аткинсон «Крещение князя Владимира»
Джон Аткинсон «Крещение князя Владимира»

«Крещение князя Владимира» и «Куликовская битва» - огромные по размерам произведения: 551*346 см и 553*354 см, соответственно. Шедевры должны были разместить на стенах Воскресенского зала Михайловского дворца по пути в Большой Тронный зал. Так было задумано в проекте архитектора В. Бренна.

К художественному оформлению Воскресенского зала причастен и сам Павел I. Планировалось, что в этом пространстве будут собраны полотна, отражающие важные вехи в истории страны. Все так и случилось. Одаренные русские художники Г. И. Угрюмов, В.К. Шебуев и В.П. Причетников воплотили идею в жизнь. Стены были украшены полотнами «Взятие Казани Иваном Грозным», «Венчание Михаила Фёдоровича Романова на царство», «Полтавская баталия» и «Соединение русского и турецкого флота».

В 1801 году шесть полотен украсили предтронный зал Михайловского замка. Две другие картины Аткинсона, на которых были изображены сюжеты с татарами, повесили на стены около Парадной лестницы.

Но почему же картины убрали? И произошло это событие довольно таки быстро. Причиной стала смерть Павла I. Полотна сняли вскоре после его кончины в марте тогоже года. Все работы в замке были остановлены.

Как писала Е. И. Иткина во вступительной статье к изданию «Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских», обе картины темные по колориту. В них преобладают коричневые и охристые оттенки. Например, на Крещении все происходит в деревянном храме. Фигуры священников, князя и остальных присутствующих прорисованы на фоне темных стен.

На второй картине фоном битвы становятся угрюмые горы и мрачное небо. А войны находятся как бы во тьме, смешиваясь в общую массу, где уже становится трудно отличить русские это или татары.

Крупный заказ для строящегося Михайловского замка Аткинсон получил от Павла I в 1799 году. Это два больших полотна на сюжеты из русской истории: «Крещение князя Владимира» и «Куликовская битва». Позже выяснилось, что картин было четыре, еще + «Битва с татарами» и «Высадка татар».
Джон Аткинсон / Е.И. Иткина «Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских
Джон Аткинсон / Е.И. Иткина «Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских

Искусствоведы утверждают, что исторические полотна также не смогли раскрыть талант Аткинсона. Лучше всего у него получались гравюры на тему русской жизни. Они и принесли ему признание.

Из Петербурга художник увез с собой много эскизов и зарисовок. Впоследствии они стали его основой в написании панорамы Северной столицы. Ее он зарисовал с башни Кунсткамеры. Полотно имеет большую историческую ценность, воссоздавая события тех времен и четко отражая архитектуру и застройку города. Панорама визуально делится на четыре вида: вид с Васьки на Дворцовую набережную, вид на стрелку Васильевского острова, вид на Петропавловскую крепость и вид на здание 12 коллегий.