Найти тему
Истории об истории

Африканские любители книг. Знания и путешествия.

https://ru9.anyfad.com/items/t1@d1d1cf33-4ce5-4b20-87dc-6be5c36a7e39/Top10-samyh-bogatyh-lyudey-za-vsyu-istoriyu-po-versii-zhurnala-Time.jpg
https://ru9.anyfad.com/items/t1@d1d1cf33-4ce5-4b20-87dc-6be5c36a7e39/Top10-samyh-bogatyh-lyudey-za-vsyu-istoriyu-po-versii-zhurnala-Time.jpg

К предыдущей части.

Царь вышел из палатки, отдал нужные распоряжения. И к утру, неподалеку от того места, где остановился караван, среди песков пустыни уже блестело искусственное озеро. За ночь 9000 слуг царя мотыгами выкопали в песке огромный ров глубиной в три человеческих роста. Затем дно рва покрыли слоем камней, смешанных с песком, на камни положили дрова, а на дрова — бочки с пальмовым маслом (то и другое везли на верблюдах). Получился не­проницаемый для воды слой. Затем ров залили водой (ее тоже везли на верблюдах).

Это похоже на сказку. Однако можно сказать с уверенностью, что ни одна королева тогдашней Западной Европы не стала бы горевать от того, что долго не мылась; иные «святые» чуждались воды от рождения до самой смерти. На Западе и не возникало таких преданий.

Интересно, что способом, описанным Махмудом Кати, сооружались в Мали колодцы. Тот же историк рассказывает, что в одной местности насчитывалось несколько сот глубоких колодцев, дно и стены которых были непроницаемы для воды. Дороги и караванные пути суданцев также содержались в образцовом порядке.

https://s1.1zoom.me/b4554/785/Camels_Desert_Caravan_526464_600x800.jpg
https://s1.1zoom.me/b4554/785/Camels_Desert_Caravan_526464_600x800.jpg

Как рассказывает Ибн-Баттута, его караван в пустыне передвигался по точному расписанию. Проводник безошибочно находил путь по одному ему известным приметам. Вперед выслали гонцов, и в заранее определенном месте караван был встречен группой туарегов (жители пустыни), которые доставили на верблюдах свежую питьевую воду.

Не удивительно, что географический кругозор жителей Западного Судана был необычайно широк. Однако суданцы не довольствовались уже достигнутым. Особенной любознательностью отличался Канку Муса, который сам любил путешествовать. С его именем связана еще одна необычная история. Ее привел в своем сочинении арабский писатель XIV века аль-Омари.

«Царь, который правил до меня,— поведал ему преемник Канку Мусы,—не верил, что нельзя дойти до пределов соседнего моря (то есть Атлантического океана, до берегов которого простирались владения Мали). И снарядил двести судов с людьми и столько же судов, нагруженных золотом, водой и пищей на два года.

Он сказал кормчим: «Не возвращайтесь, пока не достигнете предела океана или не истощатся запасы воды и пищи». Они ушли в море и отсутствовали долго. Потом возвратилось одно судно. Спросили у кормчего про приключения и новости.

Тот ответил: «О царь, мы долго шли вперед, пока не встретили в открытом море нечто вроде могучей реки. Мое судно шло последним. Остальные поплыли дальше, но, после того как они достигли реки, ни одно не вернулось и не показывалось больше. И я не знаю, что с ними сталось. Я же повернул назад и не вошел в эту реку».

Попробуем разобраться в этой истории. В ней идет, видимо, речь о течении, которое суданские мореплаватели встретили в Атлантическом океане. Чтобы дойти до такого течения, им нужно было отдалиться от берега по крайней мере на 200 или даже на 400 километров.

Рассказ о плавании суданцев в Атлантическом океане показался арабскому писателю вполне правдоподобным. Значит, Мали действительно имело не только речной, но и морской флот, моряков, способных плавать в открытом океане. Да и откуда было знать малийцам об океанских течениях, если бы они никогда их не видели?

От великих цивилизаций прошлых веков, в том числе и африканских, до нас дошли замечательные памятники зодчества: вспомните храмы и пирамиды древнего Египта. Однако сооружения, воздвигнутые в средние века в Западном Судане, почти не сохранились.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/77/Sankore_Moske_Timboektoe.JPG/600px-Sankore_Moske_Timboektoe.JPG
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/77/Sankore_Moske_Timboektoe.JPG/600px-Sankore_Moske_Timboektoe.JPG

Это объясняется не только разрушительными войнами. Своего камня в долине Нигера не было. Обжигать кирпичи там умели. По приказу Канку Муса в столице его государства — городе Ниани — был, например, построен большой дворец из обожженного кирпича. Однако таким кирпичом в Западном Судане пользовались мало. Жилые дома, а также дворцы и мечети сооружались большей частью из глины, высушенной на солнце.

Благодаря этому в суданских постройках было прохладно даже в сильную жару, тем более что окна обычно выходили во внутренний двор. Глина же не так долговечна, как камень или обожженный кирпич. Простояв сотню — другую лет, постройки из этого материала буквально рассыпались в прах. Такая судьба постигла, видимо, дворцы и мечети — творения арабских зодчих, которые работали при дворе малийских царей.

Памятники средневекового зодчества Западного Судана погибли большей частью естественным путем. Но куда делись памятники науки и литературы, что сталось с их творцами и создателями? Чтобы ответить на вопрос об их судьбе, нам придется снова вернуться на пути караванной торговли, по которым некогда прошли Ибн-Баттута, Лев Африканский и царь Канку Муса.

Часть четвертая. Продолжение в части пятой.