Читаю "Обитель" Прилепина, очень нравится! Думаю, книга станет лучшей из всего прочитанного в этом году!
20-е годы, Соловки, СЛОН (Соловецкие лагеря особого назначения). Кто здесь только не сидел в это время, впрочем, как и потом, в других лагерях по всей стране. Каэры (контрреволюционеры), бывшие белогвардейцы, священники, уголовники, непманы, беспризорники. Люди, попавшие в этот ад различными путями, мужчины и женщины.
Не знаю, как Прилепину удалось поднять такой труд. 745 страниц, которые держат в напряжении. Никакой воды, ничего, что хотелось бы пролистнуть. Читаю я очень быстро, но с "Обителью" все по-другому. Вчера вот задумалась, почему я четвертый день не отрываюсь от книги и до сих пор на 145 странице. Все просто. Я читаю сейчас с полным погружением. И то, что происходит в романе, настолько мощно и полно, что приходится останавливаться и выныривать на поверхность, чтобы отдышаться. Каждая страница заставляет задуматься. Раньше такое было у меня только с Достоевским. И раньше мне никто Достоевского не напоминал. А Прилепин напоминает. И Толстого, и Достоевского одновременно. Толстого эпичностью замысла и полнозвучностью характеров, а Достоевского - дотошным проникновением в глубь человеческой души.
Разные люди, разные судьбы, разные характеры. И, представляете, мне жалко здесь всех. И хороших, и плохих, и "положительных" героев, и уголовников. Хотя положительность здесь тоже понятие растяжимое.
" ... не стоит печали наш с вами плачевный вид, — сказал владычка, улыбаясь. — Раз мы здесь собрались — на то воистину воля Божья. А ведь и не одни невинные здесь собрались, верно? Всякий про себя думает, что он точно невиновен, — да не каждый даже себе признается, с какой виной он сюда пришёл...
— Для человека греха как бы и нет, если этот грех никто не видел! — говорил батюшка Иоанн. — Да́ ведь, милый? Не пойман — не вор. Бог — один, кто знает любого вора, и у него есть свои Соловки для всех нераскаявшихся, в сто тысяч раз страшнее.
— Так зачем же на земле Соловки, когда и там они приготовлены? — спросил Артём. Он, естественно, не верил ни одному слову владычки, однако получал душевное удовольствие от его тихой ласковой речи.
— Я же говорю, милый: у Бога Соловки для нераскаявшихся — так, значит, лучше раскаяться вовремя, и земные Соловки — не самое дурное для этого место. Здесь без малого пятьсот лет жили так же тяжко, как и мы. Знаешь, как в Патерике соловецком писано о том житье: «Тружахуся постом и молитвами купно же и ручным делом… иногда же землю копаху мотыгами… иногда же древеса на устои монастыря заготовляху и воду от моря черпаху… и во прочих делах тружахуся и рыбную ловитву творяху… и тако от своих потов и кормов кормяхуся». Что изменилось? Много ли отличий от наших дней? Мытарства те же. Путь всё туда же".
Да, как-то так получается у Прилепина, что жалко всех. Потому что ужасно, когда люди попадают в такие условия, страшно, когда они звереют, теряют человеческий облик. Страшно, когда перерождаются и оказывается, что все хорошее было для хороших времен, а теперь показалась настоящая суть человека, подлая и злая.
А кто-то поражает своей стойкостью и тем, что в худших условиях становится лучше, чем, может быть, был на воле. Как будто выкристаллизовывается, растет душа в страданиях.
В романе есть главный герой, глазами которого воспринимается все происходящее, но на самом деле главных героев много, человек 30-40, как минимум. Они с нами с первых страниц и до последних. И это - живые люди.
Если сравнивать "Обитель" с абсолютным большинством неплохих современных книг, появляется ощущение, что на ринге появился тяжеловес, с которым не под силу тягаться кружащим вокруг него легковесам - разные весовые категории.
Есть в романе и любовь! Светлая и трагичная одновременно. Потому что любовь, и потому что, какие у нее перспективы в лагере?
Пока не знаю. Дочитаю, расскажу.
Читайте также:
Иван Бунин. Русская любовь в темных аллеях
Человек, который стал Дорианом Греем
Можно ли назвать Дубровского благородным героем?
Будем рады содержательным комментариям и ...
подписывайтесь на наш канал! :)