Найти тему

#TIFF19 от A до Z: Итоги

Оглавление

Саша Белова

Кинофестиваль в Торонто закончился, эмоции наконец улеглись, и вместо сплошного потока восторга я напишу его итоги. 

Масштаб

Самое главное, что поразило меня еще до начала фестиваля, это его масштаб. Имея опыт только с украинскими кинофестивалями, я никогда не представляла, какими огромными бывают фестивали категории А. 

Я немного недооценила необходимость планирования расписания. И когда в моей ленте твиттера многие начали выкладывать составленные списки показов, я не придала этому большого значения. Начинать думать, что смотреть с дня на день было очевидной ошибкой, поэтому за день до начала фестиваля я судорожно принялась за планирование. 

Хотя локации показов находятся недалеко друг от друга, по советам я оставалась в пределах одного кинотеатра на протяжении дня. Потому что зачастую выйдя с первого показа, нужно автоматически становиться в очередь на следующий фильм. Правда это не всегда четко срабатывало. Однажды спокойно сидя возле зала с чашкой кофе, я обнаружила, что очередь на очень ожидаемый “Маяк” (“Lighthouse”) начинает формироваться аж на улице при входе в кинотеатр. К своему огромному удивлению, очередь успела вырасти длиной в несколько кварталов. Чудесным образом я успела в тот день на фильм, и в последующие была осмотрительней.

Показы для прессы проходят в двух кинотеатрах – Scotiabank Theatre и TIFF Bell Lightbox. Основные показы (публичные) проходят в этих и 7 других локациях. В одном только Scotiabank – 14 залов, и все они задействованы в фестивале. Кстати, один из залов Scotiabank – IMAX. Забавно, что перед началом каждого показа в этом зале зрителей предупреждают о том, что их ждет “Not IMAX experience”. Тем не менее смотреть на огромном экране того же “Щегла” и особенно “Color Out of Space” было отличным бонусом.

Если Scotiabank и Lightbox – это обычные кинотеатры мультиплексы, привычные зрителю, то остальные – это в первую очередь театральные площадки. Princess of Wales Theatre, Roy Thomson Hall, Winter Garden – все это невероятной красоты залы, что как ни крути влияет на восприятие самого фильма. Качество картинки и звука все-таки страдает, зато добавляется эстетическое удовольствие. Вот только один из примеров – //fortwoplz.com/elgin-winter-garden-theatre-centre/

-2

Зрители и победители

Как заявляют сами организаторы, TIFF – самый зрительский международный кинофестиваль. Главная причина этому, что главный приз определяют зрители, а не критики или жюри. Волшебным образом, уже много лет победители TIFF если не совпадают с обладателем Оскара, то как минимум получают номинацию. 

В этом году Grolsch People’s Choice Award получил Тайка Вайтити и его “Jojo Rabbit”. На втором месте, кстати, оказался фильм Ноа Баумбака “Marriage story”, которому я отдала свой голос. Всех победителей найдете тут //tiff.net/awards. Фильм-победитель показывают в последний день бесплатно для всех зрителей на более 10 сеансах. Бесплатный билет нужно получить на сайте фестиваля.

В отличие от прошлых лет, голосование за лучший фильм проходило онлайн на сайте кинофестиваля. Судя по рассказам, раньше зрители голосовали физическими бумажками на выходе из зала. Сейчас же достаточно было одного клика на смартфоне, и голос отдан. Голосовать можно не за один фильм, а за несколько. У меня, конечно, возникли вопросы, на счет верификации голосующих зрителей. Ведь для того, чтоб поучаствовать в выборе достаточно было ввести имейл. Никаких подтверждений о просмотре и тому подобное. 

Тем не менее о фильме Вайтити разговоров было действительно очень много, солдауты на все показы за считанные минуты после открытия продаж. Так что сомневаться в честности не приходится. Хотя я все-таки отдала бы предпочтение олдскульному методу с бумажками.

Вокруг фестиваля

Помимо самих показов вокруг фестиваля происходит много другого. Для представителей киноиндустрии – это вообще отдельный мир, который мне неизвестен. Для них отведен целый этаж в отеле Hyatt Regency, где проходят конференции, сотни переговоров, размещаются стенды представителей кинопроизводства (в том числе украинский). Отдельного внимания заслуживают многочисленные пресс-конференции. Они происходят в специально отведенном месте в TIFF Bell Lightbox, куда заходят в порядке живой очереди. Все пресс-конференции транслируются онлайн в прямом эфире, но даже сейчас все доступно к просмотру тут //tiff.net/tiff-live-19

Я была всего на одной из таких конференций. К сожалению, вместить в график все не получается, а просмотр фильмов был в приоритете. Но все-таки очень хотелось увидеть хоть каких-то селебрити вживую и вблизи. Мне повезло, и я попала в первые ряды пресс-конференции “Щегла” (“Goldfinch”). Будем откровенны, я мало вникала от ответы режиссера и актеров, все мое внимание отбирали яркие наряды Николь Кидман и Сары Полсон. Казалось бы, ничего особенного, они даже не в вечерних платьях. Но будучи на близком расстоянии, яркий блеск туфель Полсон и переливающиеся нити в блузке Кидман совершенно не давали сосредоточиться. Я думала только о том, что передо мной настоящие голливудские звезды, и они сверкают.

-3

Кроме того, TIFF – это не только то, что происходит в пределах залов кинотеатров. Отдельный уличный фестиваль проходит на центральной King Street. 

Улицу перекрывают от трафика,  бренды устраивают развлекательные программы для посетителей кинофестиваля и случайных прохожих. Кафе и бары открыли летние площадки и только рады блуждающим толпам. Тут и постоянные новостные камеры, снимающие сюжеты и интервью. 

Ещё всегда интересно наблюдать за фанатами, которые отслеживают точки, где можно встретить селебрити, и часами караулят входы и выходы из этих зданий. И если днём это зачастую новостные румы, где звезды записывают интервью с изданиями, то ночью это клубы, куда эти же звезды переместились на закрытые вечеринки.

-4

#ShareHerJourney

Одно из ключевых движений кинофестиваля – это “Share Her Journey”. Оно создано в поддержку женщин в кинематографе. Акции и кампанию в поддержку женщин происходят сейчас во всем мире в разных форматах. Кинофестиваль в Торонто не остался в стороне. TIFF мощным образом продвигает программу Share Her Journey, предлагая зрителям различные способы для присоединения. Один из самых легких путей – это купить билет на фильм, снятый или спродюсированный женщиной. 

-5

Цифры

  • В представленных на TIFF этого года фильмах зрители услышали 87 языков и диалектов;
  • Около 2000 килограмм зерен попкорна используется во время фестиваля в TIFF Bell Lightbox;
  • 36% фильмов в этом году срежиссированы и созданы женщинами;
  • На фестиваль этого года было подано 7 925 заявок, 6866 международных и 1059 канадских;
  • Во время кинофестиваля было показано 28 264 минуты фильмов – примерно 20 дней просмотра;
  • Премия кинофестиваля TIFF Tribute Awards за выдающийся вклад в кино в этому году была вручена 7й раз (обладателей этого года найдете тут //www.tiff.net/tiff-tribute-gala/);
  • В этом году официальный отбор TIFF включает 51 режиссера-новичка;
  • 27 – количество экранов, используемых для публичных и пресс показов.
-6