Отрицательная стоимость недвижимости.
Мы все привыкли, что недвижимость - безусловная ценность, всем активам актив. А теперь исключения из правил.
Отрицательная стоимость (negative value) — стоимость активов, которые генерируют отрицательный илигипотетически отрицательный денежный поток (напр., если дальнейшее использование актива требуетпроведения значительных ремонтных работ, превышающих по стоимости ожидаемые от него доходы).
В таких случаях активы выливаются в обязательства и обретают отрицательную стоимость.
Недвижимость используют для жизни. Другие надеются перепродать в будущем дороже. Третьи откладывают себе на старость, рассчитывая на рентную прибавку к пенсии. Четвертые надеются оставить детям. Пятые купили в качестве страховки, на случай пертурбаций на финансовых рынках. Шестые - купили, не знают зачем, но на всякий случай пригодится.
Мало кому придет в голову усомниться в целесообразности и правильности своей покупки.
Да, недвижимость не всегда растет в цене (большинство уверено, что цена вырастет), но если даже и подешевеет, то до нуля уж точно не упадет. Недвижимость не сгорит как рублевые "фантики", в любом случае хоть что-то, но будет она стоить.
Если раньше действительно можно было купить любую конуру за тридевять земель и чувствовать себя королем, чье богатство растет день ото дня, то теперь многое, если не все определяется чем ты владеешь, а самое главное где.
Времена, когда любая недвижимость стоила денег закончились. И закончились безвозвратно.
И проблема не в том, что где-то недвижимость стоит дорого, а где-то дешевле.
Нет: где-то она по-прежнему стоит очень дорого, а где-то мало, совсем мало, ничего. Или даже отрицательную величину.
Да, вы не ослышались: недвижимость вполне может иметь минусовую стоимость. Ради того, чтобы ее продать, вам еще придется приплачивать.
Наверняка вы слышали про истории, как дядя купил гараж, а потом решил продать: да вот беда, клиентов-то нет. В базах можно вывесить за 30, 50, 500 тыс, разницы не будет - никому не надо. Не возьмут и даром (если локация плохая). А членские взносы нужно оплачивать. Если ценность актива нулевая, а коммуналка обременительна, то рыночная цена вполне может уйти в минус.
Или загородная недвижимость, особенно недостроенная. Выставляется зачастую за миллионы. Желающих, естественно, нет. Все, что там оставили предыдущие собственники, скорее всего придется сносить и вывозить. Это значительные расходы. Если участок далеко от крупных городов - его реальная рыночная цена - также минус.
Или коммерческая недвижимость где-нибудь на селе. Весь бизнес разорился и съехал. Коммуналка осталась. Нет коммерции, не нужна и коммерческая недвижимость.
Думаете, квартир это не касается?
Квартир в Москве это не касается. Но велика Россия и вышла она далеко за МКАД. В Москве 4 млн. квартир, в России - 65 млн., и большая часть находится в провинции.
Там зафиксировали бум дарения квартир государству
Продать такую недвижимость невозможно, сдать - тоже. А коммуналку изволь оплачивать. Проще скинуть этот бессмысленный балласт. Заметим, что если государство откажется принимать эту недвижимость, то это как раз и будет означать, что цена стала отрицательной.
В России механизм обратной приватизации пока не развит (или никто не ведет статистику), но уверен, в депрессивных регионах ситуация не лучше, чем в Прибалтике. По мере того, как демографические и миграционные процессы приведут к обезлюдению огромных российских территорий, феномен отрицательной недвижимости из забавного анекдота станет суровой реальностью.
Пускай, сегодня в это никто не верит. Но в отрицательную ипотечную ставку тоже никто не верил - а она есть (смотри пример Дании). Привыкнем и к отрицательной стоимости недвижимости.
- Жители Воркуты готовы даром отдавать квартиры
Воркута занимает первое место в России по скорости сокращения населения. Сейчас здесь проживает 60 тысяч человек. В 1990-е годы численность населения была почти вдвое больше — 110 тысяч человек, пишет «Ъ-Огонек». Шахтерские поселки постепенно пустеют и превращаются в призраки, в Воркуте становятся безлюдными целые районы.
Градообразующими предприятиями здесь были угольные шахты. Из тринадцати шахт сейчас работают только четыре. Люди массово покидают эти места. Пенсионеры Сергей и Ольга живут в самом поселке Северном, самом крупном из прилегающих поселений. Почти всю жизнь они трудились шахтах. Пятиэтажка, в которой они проживают, наполовину опустела. Сергей беспокоится, что мародеры взломают пустующие соседские квартиры и вынесут батареи. В этом случае придется перекрывать стояк, и тогда отопление будет отключено. С 2014 года 95 пустующих домов были отключены от коммуникаций. В пустующих домах, которые не принадлежат муниципалитету, отопление не отключают. Батареи отапливают пустые квартиры, пока их не снимут мародеры.
В Северном почти в каждом доме есть брошенные квартиры. В других поселках есть целые пустующие пятиэтажки. Мародеры срезают батареи, выносят все, что можно продать, вплоть до половой доски. Чтобы уберечь квартиры от взлома, собственники пишут на дверях: «Не ломать. Здесь живут Ивановы».
Большинство местных жителей стремятся уехать из Заполярья, многие рассчитывают получить жилищные сертификаты, которые выдают в рамках программы переселения с Крайнего Севера. В 2018 году жителям Воркуты выдали 238 сертификатов. Ольга и Сергей планируют переезжать на собственные средства. Они 30 лет стоят очереди на переселение, но рассчитывать на господдержку семье не приходится, так как перед ними в очереди еще 10 тысяч желающих. Сергей посчитал, что очередь до его семьи дойдет не ранее, чем через 200 лет. Уезжающие обычно оставляют в квартирах мебель, так как продать ее по объявлению невозможно. Сергей безуспешно пробовал продать за 2 тысячи рублей новый диван, но откликов не было. По его словам, с квартирами ситуация похожая — десять лет назад Сергей оценивал свою квартиру всего в 30 тысяч рублей.
Местные жители готовы отдавать квартиры даром. К примеру, в социальной сети «ВК» летом этого года было размещено объявление, автор которого предлагал путешественникам квартиру в дар, сообщил ранее канал Яндекс.Дзен RUSпутье. Собственник квартиры, переехавший жить южнее, узнал, что туристы собираются посетить Воркуту и ищут жилье посуточно. Он предложил путешественникам квартиру в дар при условии оплаты налогов и «коммуналки». Людям проще оставить мебель, жилье и просто переехать, чем годами оплачивать ЖКУ и искать покупателя.