Мы живем во времена беспрецедентного доступа к информации о культурах и находимся в тесном контакте со всем миром. Научное изучение человеческих обычаев, языков, религиозных верований, социальных институтов, семейной жизни и т.д. является предметом антропологии.
Научное исследование музыки различных культур называется этномузыковедением и включает изучение того, как, почему, где, когда и когда создается музыка, кто ее исполняет и ее отличительные особенности.
Развитие музыки в Африке
Африка является вторым по величине континентом в мире, в ней проживает десятая часть населения мира и по меньшей мере тысяча различных языков коренных народов.
Таким образом, невозможно описать явление под названием "Африканская музыка". Нужно лишь сравнить духовную музыку гнавских музыкантов Марокко с хоровыми традициями, которые возникли в южноафриканских поселках, чтобы увидеть широкий спектр музыкальных практик, распространенных в этом огромном и сложном регионе.
Однако, особенно в течение последнего столетия, ученые пытались найти способы рассказать в общих чертах о богатых традициях Африки, всегда признавая при этом порой весьма тонкие различия между странами и этническими группами.
Помимо признания того, что африканские музыканты сохраняют яркое и весьма своеобразное искусство, было также отмечено, что эта музыка, особенно в Западной Африке, откуда было взято большинство рабов, играет важную роль в культурной чернокожей диаспоре, что имеет важные последствия для музыки Латинской Америки, Карибского бассейна и для различных афроамериканских традиций.
Таким образом, понимание некоторых общих для африканской музыки понятий помогает слушателям оценить не только саму музыку континента, но и целый ряд связанных с ней традиций. К счастью, в современную цифровую эпоху записи музыки практически из всех уголков Африки - как традиционные репертуары, так и стили под влиянием западной популярной музыки - легкодоступны.
Пустыня Сахара, которая занимает почти всю северную треть континента, является, пожалуй, самой важной разделительной линией, которая вступает в игру при обсуждении музыки в Африке.
Страны, расположенные частично или полностью к северу от Сахары (Египет, Ливия, Марокко, Тунис и др.), как правило, имеют много общих черт с музыкой Ближнего Востока. Дождевые леса и луга в странах Африки к югу от Сахары (Гана, Замбия, Камерун, Конго и т.д.) породили очень разные традиции. Кроме того, часто проводятся различия между музыкальными традициями стран Западной, Восточной, Центральной и Южной Африки, расположенных к югу от Сахары.
Миру музыки
Несмотря на то, что африканские музыкальные традиции могут звучать по-разному, они имеют тенденцию разделять как культурные, так и музыкальные элементы. Однако при попытке взглянуть на эти традиции сквозь призму западной музыки или эстетики следует всегда проявлять осторожность.
Музыка и танец
Ученым-лингвистам нелегко было найти ни одного слова, означающего "музыка" на многих африканских языках. Музыка и движение тела обычно рассматриваются как часть единого целого, и звук неотделим от культурной (и часто религиозной) функции музыкальных представлений.
Во многих африканских культурах музыка и танцы считаются общественной деятельностью; западная идея сидеть тихо во время представления - это анафемия этих традиций. Многие музыкальные техники, которые разделяют африканские музыканты, особенно идея "звонка и ответа", когда солист или группа исполнителей вступают в короткий обмен мнениями с другими исполнителями, как представляется, возникла в результате такого общего отношения к музыке.
Устные традиции и ритм
Почти все африканские традиции передавались устно, и их изучение западными учеными часто включало в себя транскрипцию спектаклей в западную музыкальную нотацию, которая зачастую оказывается крайне неадекватной для этой работы.
Приток христианской хоровой музыки, особенно в южные регионы Африки, привел к тому, что музыку стало несколько легче прослушать, и некоторые африканские музыканты теперь используют привычную пятистрочную систему для записи своего искусства.
Во многих африканских традициях ритм - то, как музыка движется во времени, - кажется, отдается предпочтение перед мелодией и гармонией. Многие африканские спектакли носят полифонический характер и состоят из нескольких слоев взаимосвязанных ритмических остинатов, которые в сочетании создают общий эффект, подходящий для религиозной или культурной церемонии, для которой создаются звуки.
Инструменты
Разнообразие инструментов, имеющихся во всей Африке, поражает. Пожалуй, наиболее впечатляющим является диапазон ударных инструментов (как идиофонов, так и мембранофонов), которые часто сочетаются с различными способами использования человеческого голоса.
Слушая выступления африканской музыки, можно погрузиться в западную музыкальную традицию, можем сначала обратиться к вокальной линии как к самой характерной черте, но это может быть лишь одним из элементов более крупной и сложной музыкальной текстуры.