Из жизни Детей Двадцать первого века
Одним прекрасным зимним утром папа и Глеб шли в школу. Шли с хорошим настроением, и снег скрипел у них под ногами...
- Пап, а почему снег скрипит? – спросил Глеб. Глеб вообще очень умный мальчик и умеет задавать хорошие, правильные вопросы.
- Понимаешь, малыш... Дело в том, что снег, снежинки – это на самом деле маленькие такие льдинки...
Вообще Глебу повезло: у него очень умный папа. Особенно папа подкован в вопросах физики, ну, недаром он все-таки Физтех закончил. Поэтому он рассказал Глебу очень много полезного. И про то, что у любого вещества есть три агрегатных состояния: твердое, жидкое и газообразное. Ну еще плазма, но это как бы при совсем высоких температурах, как на Солнце. И вещества из одного в другое это состояние переходят при разных температурах. И пока идет переход - температура не меняется, вот вода так и кипит в 100 градусов, пока вся не выкипит в чайнике, или при 0 градусов – пока вся вода в лед не превратится, она дальше остывать не будет. И, возможно, папа добрался бы даже до адиабатического расширения, уравнения Менделеева-Клапейрона, Цикла Карно и «тройной точки», если бы не...
- Пап, снег-то скрипит почему?!
- Да потому. Снежинка – это маленькие такие льдинки в эту снежинку как бы объединившиеся. И вот ты ботинком наступаешь – и эта маленькая кристаллическая решетка разрушается, вот и получается скрип. Ты же знаешь, если долго-долго укатывать снег – то он в лед превратится, ну вот как мы с тобой по дорожкам на ногах катаемся...
А Глеб подумал и спросил:
- Пап, я все понял. И про скрип, и про эти «агрегатные состояния»... Но вот скажи: вода-то откуда знает, во что именно ей превращаться: в снег или в лед?!
Молодец, малыш!
А ведь и действительно: откуда вода это знает?!