Воевать - не значит не торговать. Скорее наоборот: зарабатывать на торговле с врагом для наполнения казны и развития армии - это высший пилотаж.
В ранней американской истории есть много поучительного для Украины. В 1775 году, когда началась Американская революция или война за независимость, население Великобритании составляло около 8 млн. жителей, в то время как население 13 британских колоний, которые позднее образовали США - ок. 2500000. Т.е. соотношение очень подобное тому, которое мы сегодня имеем с Россией.
Во-вторых, британские армия была одной из крупнейших в тогдашнем мире, а Британский флот безраздельно господствовал на морях. За 15 лет до начала Американской революции Англия смогла выставить армию в 300 тыс. Солдат в течение Семилетней войны. За вооружением, военной подготовкой, обеспечение и дисциплиной британцы были на порядок выше восставших колонистов, которые учились воевать уже по ходу войны.
Поэтому неудивительно, что провозглашение Декларации Независимости США было актом незаурядной смелости и даже бесшабашности.
Атмосферу того времени лучше всего передает история, которую полусерьезно-полушутя любил рассказывать один из подписантов этого исторического документа Бенджамин Раш. Рассказчик утверждал, что когда текст Декларации был окончательно согласован и предан печати, он стал невольным свидетелем разговора двух других подписантов. Бенджамин Гаррисон, представитель Вирджинии смеялся над делегатом от Массачусетса Элбридж Гэрри: «Я перед Вами большое преимущество, мистер Гэрри, - как говорил Гаррисон. Когда британцы нас повесят за то, что мы здесь сделали, я - учитывая мою тучность - отдам Богу душу в течение нескольких минут, а вот Вы, сухой как щепка, будете болтаться на виселице час или даже два прежде чем умрете». доподлинно неизвестно, имел ли такой разговор место или нет, но она прекрасно передает настроение отцов-основателей США, когда они провозглашали независимость 1776 года. Когда мы в 2014-м бросили вызов России, не казалось ли это таким же отчаянным жестом, который как противоречил здравому смыслу, но был проявлением высокого достоинства?
Война за независимость продолжалась долгих восемь лет. На стороне британцев, кроме вышколенных королевских войск, воевало также до трети колонистов, которые вошли в историю под названием «лоялисты» (какой процент украинских граждан не считает пока Россию государством-агрессором?). Неудивительно, что во время этой войны Вашингтон, возглавил Континентальную армию от начала освободительной войны, проиграл больше баталий, чем выиграл. Но его стратегический гений подсказал ему победную стратегию: если преобладающие британские силы нельзя было разбить в лобовом столкновении, их можно было измотать на бескрайних просторах колоний. За все время Американской войны за независимость боевые потери с обеих сторон были в несколько раз меньше потери от болезней.
Благодаря героизму повстанцев, союза с Францией и победе вигов на парламентских выборах в Великобритании, отцы-основатели США вместо болтаться на виселице отправились в 1783 в Париж подписывать мирное соглашение с британским премьером графом Шелберн. Интересно, что ведя переговоры о признании независимости США, американцы фактически отвергли предложения своих французских и испанских союзников, поскольку британцы предложили им лучшие условия. Как сказал тогдашний министр иностранных дел Франции Шарль Гравье де Верженн, «англичане скорее купили мир [на выгодных для себя условиях], чем заключили его». Последний британский солдат покинул Нью-Йорк 25 ноября 1783.
В сентября 1787 г. года Филадельфийский конвент одобрил Конституцию США, которая вступила в силу в следующем году. В 1789 американцы выбрали Джорджа Вашингтона своим первым президентом. И в том же году началась Великая французская революция. Казалось бы, для революционного поколения вчерашних колонистов было бы более чем логично поддержать французов, провозгласившие идеалы, очень схожи с теми, за которые боролись отцы-основатели США, в их противостоянии с англичанами. Но Вашингтон был категорически против впутывание молодой федерации в европейские дела и войны. Его заповедь Америке была осваивать огромный континент и его безграничные ресурсы вместо становиться на сторону одной из европейских супердержав. Для своего становления и развития США требовали мира и торговли.
Поэтому после переизбрания на второй президентский срок Вашингтон поручает тогдашнем главе Верховного суда США Джону Джею заключить торговое соглашение с Великобританией (такое вот несоблюдение принципа разделения властей J). Соглашение вышло, как мы бы сказали, асимметричным: английские корабли получили право захода во все порты США, тогда как американцы могли вести торговлю с Британской Вест-Индией на судах водоизмещением не более 70 тонн, а также запрещал американцам ввоз хлопка, сахара, кофе, какао и ряда других товаров.
Договор Джея вызвал в США огромную волну измены среди тех, кто еще вчера проливал кровь в войне с британцами за независимость. Если бы не беспрекословный авторитет Вашингтона, этот международный инструмент, наверное, никогда не был ратифицирован в Конгрессе. Впервые США разделилась на две большие партии: про-британской федералистов, которые защищали договор, и про-французской республиканцев-демократов, которые считали его вредным и опасным. Но как заметил один современник, споры с первым президентом США неизбежно приводили к завершению политической карьеры его оппонентов, по которым бы вопросах они не оппонировали Вашингтона. В 1795 договор вступил в силу.
Вчерашние враги начали активно торговать. Хотя взаимовыгодная торговля не помешала через 17 лет взорваться новой войне между Великобританией и США, во время которой - единственный раз за всю историю - иностранные войска взяли Вашингтон. Эта война в американской историографии получила название Второй войны за независимость. Впрочем, Гентский договор, завершивший ее, был не только о мире, но и о торговле США предоставили британским торговым судам право свободного плавания по реке Миссисипи.
Британцы до сих пор остаются единственной нацией, которая завоевывала американскую столицу и даже сожгла Белый дом в 1814 году. Что не мешало Великобритании и США оставаться главными торговыми партнерами в течение как минимум первой половины 19 века.
Как бы нам научиться этой американской мудрости? Воевать - не значит не торговать. Скорее наоборот: зарабатывать на торговле с врагом для наполнения казны и развития армии - это высший пилотаж. И рост товарооборота с Россией в последние годы - это не измена. Это налоги на укрепление нашей армии. Потому налоги всегда лучше кредита МВФ или пирамиды ОВГЗ.
Если мы уже сейчас равняемся на Америку, давайте строить Украину как отцы-основатели строили США. Минимум идеологии - максимум прагматики. Потому что в мире Трампа, Путина, Си Цзиньпина, Моди, Макрона и Эрдогана есть только один способ выжить и добиться успеха: ориентироваться не на идеологии, не в союзы, а на свой прагматичный национальный интерес.