Стресс и конкуренция - это плохая комбинация для женщин.
И для женщин и для мужчин конкуренция способствует повышению производительности. Однако, если женщины подвергаются повышенному стрессу, конкурентные ситуации оказывают на них обратное воздействие: их производительность падает.
Поэтому женщины все чаще избегают конкуренции.
Эти результаты недавно опубликованного экономического исследования могут объяснить, почему женщины по-прежнему недопредставлены на высокооплачиваемых работах и руководящих должностях, и поставить под сомнение некоторые методы управления.
Наиболее важные события в карьере, такие как собеседования, вступительные экзамены или переговоры о зарплате, часто происходят в стрессовой ситуации и в условиях конкуренции.
Поэтому понимание воздействия стресса на конкурентное поведение людей имеет решающее значение для анализа гендерных различий на рынке труда или для разработки оптимальных методов найма и систем мотивации работников.
Эксперименты.
Экономисты Яна Цахликова из Института налогового права и государственных финансов имени Макса Планка, Любомир Сингл из Экономического университета в Праге и Ян Левели из Королевского колледжа Лондона провели лабораторные эксперименты со 190 студентами (95 мужчинами и 95 женщинами) в Чешской Республике для изучения реакции женщин и мужчин на стресс и конкуренцию.
Они манипулировали уровнем стресса у своих подопечных и изучали его влияние на конкурентное поведение.
Эксперимент: создание психосоциального давления.
Половина участников лабораторных исследований были подвергнуты высокоэффективному методу стимулирования психосоциального стресса, так называемому "социальному стресс-тесту Триера".
Каждый участник сначала должен был рассказать о своих сильных и слабых сторонах, а затем решить довольно сложную когнитивную задачу.
Все это происходило на глазах комиссии, которая была обучена не показывать эмоции для того, чтобы еще больше усилить стресс. И весь эксперимент записывался на видео.
Вторая половина участников, контрольная группа, должна была прочитать короткую статью вслух и решить тривиальную когнитивную задачу. Затем исследовательская группа измерила сердечный ритм участников и уровень кортизола. Обнаружили, что мужчины и женщины, подвергшиеся воздействию стрессовой процедуры, испытывали высокий уровень стресса.
Теперь испытуемым приходилось решать простые задачи сложения - максимально возможное количество в течение двух минут.
Им платили по-разному:
в так называемых "раундах частичной оплаты труда" они получали по одной зарплате за правильно решенную задачу.
В этих раундах соревнований им приходилось соревноваться друг с другом парами. Если они решали больше задач, чем их оппонент, то получали в два раза больше, чем в раундах частичной оплаты труда.
Результаты исследования показывают, что мужчины и женщины по-разному реагируют на сочетание стресса и конкурентного давления.
Конкуренция, в основном, подталкивает мужчин:
Независимо от того, подвергались ли они повышенному стрессу или в контрольной группе, мужчины-тестировщики показали лучшие результаты в раундах соревнований, чем в раундах частичной оплаты труда.
В зависимости от уровня стресса, респонденты реагировали на конкурентную ситуацию по-разному:
женщины из контрольной группы показали значительно лучшие результаты в турах соревнований, чем в турах с частичной оплатой труда.
С другой стороны, участники с сильным стрессом, демонстрировали более слабые результаты в условиях конкуренции.
Сочетание сильного стресса и конкуренции отрицательно сказывается на результатах работы женщин.
Переосмысление управленческих практик и систем мотивации.
"Наши выводы могут помочь объяснить гендерные различия на рынке труда", - говорит Яна Цахликова.
"Например, женщины не в полной мере раскрывают свой потенциал в процессах найма, связанных со стрессовыми и конкурентными ситуациями одновременно.
Особенно в тех случаях, когда в центре проведения собеседований или оценки возникает более высокий уровень стресса и конкуренции, чем того требует фактическая должность.
Такой процесс отбора не позволяет определить наиболее подходящего кандидата".
Кроме того, результаты опросов Цахликовой, Сингл и Левели указывают на то, что компании могут быть контрпродуктивными для создания стимулов для конкуренции между сотрудниками и создания дополнительного социального давления.
Практика найма и управления, учитывающая результаты исследований экономистов, приносит свои плоды и помогает нивелировать гендерный разрыв на рынке труда.