Найти тему
ЛАТАМ

Предвыборная кампания в Аргентине: итоги дебатов, где победитель известен заранее

В конце прошлой недели в Аргентине прошли вторые (и последние, если не будет второго тура) дебаты кандидатов в президенты с начала избирательной кампании. Шестеро кандидатов в президенты Маурисио Макри, Хосе Луис Эсперт, Хуан Хосе Гомес Центурион, Роберто Лаванья, Альберто Фернандес и Николас дель Каньо поговорили про традиционные для дебатов темы: безопасность, занятость, производство и инфраструктура; федерализм, государственные институты и роль государства. Также затронули социальную повестку и вопросы окружающей среды.

Вторые дебаты прошли без неожиданностей и сенсаций. Можно даже сказать, что они были даже скучнее, чем первые дебаты, где фаворит президентской гонки, баллотирующийся от движения «Всеобщий фронт», киршнерист Альберто Фернандес заявил, что создаст министерство по делам женщин, и поддержит легализацию абортов. Легализация абортов — это крайне болезненный вопрос для аргентинских женщин, так что можно считать, что Фернандес получит в их лице дополнительные голоса на выборах.

-2

Напомним существующий расклад политических сил перед вторыми дебатами. Оппозиция в лице Альберто Фернандеса, победившая на августовских праймериз действующего президента Маурисио Макри, продолжает увеличивать отрыв и теперь практически без всяких сомнений выглядит наиболее вероятным претендентом на президентское кресло. Это определяет его риторику в ходе дебатов, она весьма осторожная, ведь кандидату есть, что терять.

Маурисио Макри выступал на дебатах с целью обратить вспять разницу в более чем уже в 20%, которая только стала больше с прошедших праймериз, и пока с этим сделать ничего нельзя, да и времени уже не осталось. Однако Макри уверен, что сможет переломить ход выборов, так что главным ядром его высказываний на дебатах, иллюстрируя поговорку, что лучшая защита — это нападение, была довольно агрессивная критика киршнеризма, которая пронизывала красной нитью его выступления по всем темам.

“Остальные” кандидаты

Остальные кандидаты пытались закрепиться в избирательных нишах и не растерять уже набранные голоса избирателей.

Экономист Роберто Лаванья, баллотирующийся от либеральной партии «Федеральный консенсус» (занимает по итогам соцопросов третье место после Фернандеса и Макри): он набрал более двух миллионов голосов в августовских праймериз, и продолжает наращивать их количество.

-3

Хосе Гомес Центурион: кандидат от движения Фронт NOS предполагает, что на выборах 27 октября он получит 5 или 5,5% голосов. Он планирует выиграть четыре места в Конгрессе, а в 2023 году снова баллотироваться в президенты.

Хосе Луис Эсперт: кандидат от либерального альянса «Пробуждение» считает, что президент Макри должен принять плачевные для него итоги праймериз, и начать уже договариваться с оппозицией о передачи власти 10 декабря (именно тогда вступит в должность новый президент Аргентины).

У Николаса дель Каньо, представляющего «Левый фронт», весьма скромное количество голосов, набранных в праймериз (2,89%). С такими цифрами рассчитывать на что-то серьезное не стоит, поэтому его задачей было хоть как-то выделиться, что он и сделал, затронув в ходе дебатов темы, которые бы и в голову не пришли остальным кандидатам. Например, про то, что нужно ввести рабочие квоты для трансгендеров.

Темы для дискуссии

Однако основная битва развернулась между Макри и Фернандесом, в ходе которой действующий президент обвинил соперника в том, что при правлении Киршнеров увеличился наркотрафик, а также припомнил Фернандесу старую историю про самый масштабный теракт в истории Аргентины (1994 год). Тогда в результате взрыва Аргентинского еврейского культурного центра в Буэнос-Айресе погибло 85 человек. Вероятным заказчиком был Иран, в тогдашние власти покрывали его ради выгодных сделок и дешевой нефти. Виновные в теракте так и не были найдены, вскоре после теракта Аргентина подписала с Ираном меморандум о взаимопонимании.

«Что касается терроризма, мы также на разных позициях, мы осуждаем Хезболлу как террористическую организацию, и киршенеризм хотел прикрыть тех, кто несет ответственность за нападение на еврейский центр», — сказал Макри.

Досталось Фернандесу и из-за обвинений киршнеристов в коррупции.

В отличие от Макри, Альберто Фернандесу достаточно набрать 45% голосов, чтобы выиграть выборы в первом туре. Ему нужно сохранить то, что он получил на праймериз и не рисковать, максимально корректно парируя выпады Макри. Поэтом Фернандес вместо обвинений соперника в основном раздавал предвыборные обещания. Например, в теме, посвященной социальному развитию, Альберто Фернандес раскритиковал Макри за рост бедности: «Когда я закончу свой срок, в Аргентине будет 40% бедных. Мы позаботимся о том, чтобы голод прекратился, а также позаботимся об окружающей среде. Мы собираемся создать министерство жилищного строительства», — пояснил Фернандес.

-4

В целом, дебаты прошли нейтрально, можно сказать даже скучновато. Но это бывает, когда есть высокая вероятность победы кандидата уже в первом туре, и осторожность здесь не бывает лишней.

После дебатов компания «Рауль Арагон и Асосиадос» провела первый опрос среди примерно 1500 человек, которые ответили на вопрос: кто из этих кандидатов в президенты победил в дебатах?

Опрос показал, что 44,2% выбрали Альберто Фернандеса, за которым следует Маурисио Макри с 33%. На третьем месте оказался Хосе Луис Эсперт с 6,9%. В хвосте оказались Роберто Лаванья с 3,6%; Николас дель Каньо с 2,7% и Хуан Хосе Гомес Центурион, набравший 0,9%.