Теория
В торможении мотоцикла все значительно проще, чем заложить мотоцикл в поворот. Тем не менее, некоторые моменты необходимо понимать:
- Сцепление колес с дорогой – это основной фактор устойчивости мотоцикла при езде, а также при совершении маневров, в том числе, с использованием тормозов.
- Площадь сцепления колеса с дорожным покрытием традиционно называется пятном контакта колеса с дорогой.
- Чем больше пятно контакта, тем большее тормозное усилие можно реализовать колесом.
- В каждый отдельный момент времени наиболее эффективным будет то торможение, которое приходится на наиболее загруженное колесо.
Правильно тормозить означает использовать как задний, так и передний тормоз, а также не забывать понижать скорость, переключением передачи.
Обычное торможение
При равномерном прямолинейном движении система райдер-байк правильно уравновешена таким образом, что пятно контакта заднего колеса немного больше переднего. В процессе торможения под действием различных сил развесовка изменяется, нагружая больше переднее колесо. Основной тормозной путь мы преодолеваем с загрузкой переднего колеса. Таким образом, тормозной потенциал байка реализуется, главным образом, передним тормозом.
Если мы будем пользоваться только задним тормозом, то получим в 2 раза менее эффективное торможение (т.е. тормозной путь увеличиться примерно в 2 раза). Это интуитивно понятно любому начинающему райдеру. Поэтому почти все и всегда стараются тормозить «рукой». Однако не стоит забывать, что в этой схеме найдется место и для ножного тормоза. Ведь когда мы начинаем тормозить, у нас загружено заднее колесо. Это означает, что придание тормозного импульса на заднее колесо в самом начале торможения позволить останавливаться более эффективно и безопасно.
Итак, для того чтобы правильно затормозить на мотоцикле нужно:
- Поджать задний тормоз до момента легкого просаживания мотоцикла.
- Плавно, но сильно нажимать на передний тормоз.
Сила нажатия зависит от предполагаемой длины тормозного пути.
Экстренное торможение
В идеале последовательность действий должна быть той же, что и при обычном торможении на мотоцикле.
- Задний тормоз.
- Переключение передачи -1.
- Максимально сильное выжимание переднего тормоза до писка покрышки заднего колеса, но не допуская блокировки переднего.
- Переключение передачи -1.
Но в действительности даже люди, которые катаются не первый день, в экстренной ситуации напрочь забывают о заднем тормозе и по привычке выжимают передний. При этом нагрузка перераспределяется таким образом, что 90% веса системы байк-райдер приходится на переднее колесо. К этому следует добавить, что экстренное торможение на мотоцикле – это всегда инстинктивно резкое нажатие на ручку тормоза. Но учтите, что при резком торможении сила, держащая мотоцикл в равновесии ослабнет, в результате вы потеряете устойчивость и упадете.
Торможение в повороте
Никогда не тормозите, выполняя поворот на мотоцикле. Ни задним, ни, тем более, передним тормозом. Этим вы будете способствовать выводу мотоцикла из поворота и к критичному снижению его устойчивости.
Торможение на скользкой дороге
Все вышеописанные принципы в полной мере применимы и для ситуаций с плохим сцеплением колес с дорогой (мокрый асфальт, песок и проч.).
Но есть и некоторые особенности:
- уменьшение коэффициента сцепления ведет к снижению общей тормозной силы;
- перераспределение массы системы райдер-байк незначительно, и это значит, что заднее колесо, наравне с передним, продолжает иметь большую площадь контакта с дорогой.
Из этих особенностей есть 2 следствия, которые стоит учесть:
- тормозной пути увеличивается в 3-5 раз;
- следует в большей степени задействовать задний тормоз.
Итак, чтобы останавливаться на скользкой дороге правильно:
- Не паникуйте.
- Тормозите задним колесом.
- Выравнивайте мотоцикл.
- Используйте задний и передний тормоз, стабилизируя мотоцикл.
- Тормозите на грани блокировки колес.