Есть и хорошие, и вредные, как и в любой стране мира. Мне запомнился один водитель автобуса, имя которого я уже забыл и даже лицо которого мне теперь и не вспомнить (двадцать лет уже прошло с тех пор), но оставил он такую хорошую память о себе, что волей-неволей сложилось общее (сугубо личное) представление о людях этой страны.
В первые два года моей жизни в США ездил я на автобусе в институт (community college) на уроки. Только несколько лет спустя мне кто-то сказал, что на автобусе в Америке катаются только самые бедные или те, у кого полиция права отобрала. Ну, тогда я оказываюсь в первой группе по умолчанию, так как у меня водительских прав сроду не было. И машины, естественно, тоже не было.
До учёбы на своей машине ехать минут тридцать, а на автобусе около часа, так как он нарезает множество зигзагов по городу, чтобы подобрать как можно больше пассажиров. Удобно, когда автобус останавливается около самого дома, как это и было в моём случае. Четыре-пять раз в неделю садился я в автобус, устраивался поудобнее, доставал какой-нибудь учебник и начинал делать домашнюю работу. Дорога-то длинная. И так два года. Кстати, я и летом катался на учёбу, так как во время летних каникул институт продолжал работать, и я записывался ещё на уроки, чтобы пройти все необходимые предметы для выпускного за два года.
Водителем автобуса был почти один и тот же мужчина, так как и у него, и у меня расписание не менялось. Выходил на остановку минуты за три до автобуса, который всегда появлялся вовремя, как в Германии. Здоровался с водителем, а он - со мной: "How are you?" или "How are you doing?" и прочие на первый взгляд ненужные любезности. Бросал, если память не изменяет, пять монет по 25 центов каждая в одно устройство-машинку около шофёра и усаживался.
Однажды у меня была только одна 20-долларовая банкнота и ни одной монетки, а у водителя не хватало сдачи, на что он мне сказал так:
Садись. Сейчас подвезу тебя к одному магазинчику. Там разменяешь на мелочь и заплатишь.
Подвёз и стоял, ждал меня пару минут. Другой не пустил бы в автобус и не возился бы со мной, чтобы ещё и драгоценные минуты не терять.
Какой-то день для меня выдался особенно тяжёлым. Читал, читал и задремал в автобусе. Даже, кажется, в глубокий сон ушёл, а это означало поездку на автобусе до конечной остановки в другом городе и потерю около трёх часов времени на то, чтобы потом добраться до дома. Тут чувствую, как кто-то меня за плечо дёргает. Слышу где-то во сне ещё.
Парень, это не твоя остановка?
Открываю глаза, а это мой водитель автобуса, который опять не поленился и проявил заботу.
Всё это произошло со мной в глубинке Массачусетса. А вот случай с одним водителем уже в Калифорнии. Он сидел за рулём автобуса, в котором ехал мой отец куда-то по делам и потом рассказывал мне, как автобус остановился на одной остановке, двери были закрыты, кроме передней, и только тихий ритмичный звук шёл: "Бип, бип, бип..."
Автобус опустился, и водитель вкатил инвалидное кресло с человеком. Пристегнул его и только потом открыл двери, чтобы выпустить и запустить других пассажиров. И никакого ропота с их стороны не было. Такое отношение к инвалидам поразило моего отца, а я уже и перестал обращать на это внимание, так как видел такое чуть ли не каждую неделю все эти годы. К хорошему, вообще, быстро привыкаешь.
В заключении хочется сказать, что мой водитель автобуса и многие другие просто отзывчивые американцы не являются каким-то исключением из правил. Добрые шукшинские персонажи встречаются в любой стране. Замечать бы и ценить их отзывчивость почаще, правда... Вот такие печки-лавочки.
Спасибо, что дочитали до конца. Делитесь заметкой с друзьями и подписывайтесь на канал "Америка глазами учителя". Как обычно, жмите палец вверх и пишите в комментариях. До новых встреч!