Из «Исторических рассказов, анекдотов и мелочей» Е. В. Новосильцевой
Когда князь и храбрый генерал Николай Григорьевич Репнин-Волконский был военным губернатором Малороссии он получил жалобу на одного уездного городничего.
Дело было вот в чем: молодой офицер, ехавший по казенным делам из Петербурга, просил лошадей, но городничий, который в тот день устраивал прием в честь дочери, хотел похвастаться столичным гостем и вместо транспорта послал ему приглашение на ужин.
Упрямый молодой человек от заманчивого предложения отказался и выразил горячее желание продолжить путь.
Городничий рассвирепел и посадил непокорного офицера под арест. Губернатор Репнин-Волконский, рассмотрев дело, справедливо лишил городничего должности. Прошло немного времени и эпизод почти забылся....
В Новый год Репнины давали бал. Хозяева отличались широтой и щедростью, праздник был в разгаре, гости угощались и развлекались. Лишь украинский поэт и драматург Иван Котляревский был на этом празднике не весел. Настал момент, и хозяин бала заметил «мрачного рыцаря».
«Что вы такой пасмурный?»-спросил поэта князь.
«Думку думаю»
«Какую думку?»
«Хочу написать историю Малороссии»
«Хорошее дело. Только унывать зачем?»
«Я не то, чтоб уныл, ваше сиятельство. Я стараюсь припомнить эпизод о вашем предке: он был в немилости, а потом был прощен после Полтавской битвы. Подробности путаются у меня в голове».
Репнин, обожавший семейные легенды, рассказал такую историю:
«Предок мой, личный враг Михайла Голицына, попал в опалу у Петра и был разжалован в солдаты. В первых минутах опьянении полтавской победой, Пётр сказал Голицыну: проси у меня что хочешь, не откажу. И Голицын ему ответил: простите князя Репнина и Пётр простил.»
«Так вот как это было»-сказал Котляревский.
«Что же ваше сиятельство, в память о вашем славном предке, прощенном по заступничеству его врага, не помилуете ли и вы несчастного городничего «N-уезда»?»
«Как? Это ты мне ловушку подстроил!»-засмеялся Николай Григорьевич.
«А вы в неё попались, ваше сиятельство.»
«Ладно. Городничего прощу, но дам ему другое место, такое, где нельзя будет сажать под арест честных людей, которые не хотят праздновать именины его дочери».
Публикуемый исторический анекдот- живая иллюстрацию характера Репнина-Волконского, но за достоверность семейного предания Николая Григорьевича не ручаемся. В архивных сведениях о Полтавской битве значится не солдат Репнин, а проявивший воинскую храбрость генерал Репнин.
(По материалам «Русский архив» (1877), подпись Толычова)
Подписывайтесь на канал Русский архив
Читайте:
Пётр I и Крюков. Случайности судьбы
«Модный приговор» от Елизаветы Петровны - Елизавета любила наряды и всех вокруг "наряжала"