Для начала – имя артистки и правда Jesca, никакой ошибки нет. Понятно, откуда оно взялось – это сокращённый вариант от имени Jessica. Сразу вспоминается Barbra Streisand, которой очень не нравилось правильное написание собственного имени - Barbara - и она придумала свое индивидуальное сокращение.
Начну издалека…
Кортни Лав была первой - ну, на самом деле, наверняка это можно оспаривать, - кто стал затрагивать тему материнства в рок-песнях - жанре, в котором доминируют мужчины. По крайней мере, Кортни сделала материнство неожиданной рок-н-ролльной темой. Я рассказывал в эфире МАЯКа про своё общение с ней в период работы на СЕРЕБРЯНОМ ДОЖДЕ – это было очень интересно и познавательно для меня. Одним из условий интервью было – никаких вопросов про дочку, Frances Bean Cobain. Запомните эту просьбу – мы к этому ещё вернёмся.
Вот фото с Кортни и Мишей Козыревым с того эфира.
На самом деле, ничего удивительного в разработке темы материнства нет – в народной (или фолк) музыке материнство всегда было если не центральной, то весьма важной темой. Многие народные песни – независимо от того, откуда географически они происходят, - в том или ином виде затрагивали темы материнства и пелись матерями, чтобы (как вариант) успокоить плачущих детей. Далее всё шло по цепочке: дети вырастали, и, в свою очередь, подсознательно «наследовали» эти самые песни и сами начинали исполнять их, становясь родителями. Так что в этой давней традиции основой является колыбельная: она как бы является главным музыкальным признаком материнства.
Так вот, оттолкнувшись именно от этой отправной точки - от колыбельных, - Джеска Хуп начала оспаривать положительное значение этих песен, утверждая, что вся философия колыбельных представляет собой психологическую нагрузку для ребёнка, отнюдь не ослабляющюю ночные кошмары. Скорее наоборот – даже стимулирующую их!
Джеска продолжила «копать» дальше, находя всё более необычные нюансы в – казалось бы, - устоявшихся взглядах на эти вопросы. В конечном итоге у артистки вышел целый альбом - Stonechild – в котором она пересматривает вековую традицию феминизированной народной музыки. Это пятый альбом в её дискографии.
Джеска Хуп пытается найти в материнстве «жёсткие обратные стороны»: в первую очередь, супружеское насилие и сексизм. Причём она считает, что провайдером этого является психологическая связь «мать-дочь». Такие установки делают альбом особенным в контексте современной поп-музыки.
Вот ролик на песню Red White & Black из этого альбома – посмотрите.
Она рисует печальный портрет женщины-матери, ограниченной в своих финансовых возможностях. Такая мать может представить для своей дочери лишь один вариант будущего: «Я буду лепить тебя так, чтобы ты вышла замуж, пока еще красива». Правда, ничего особенного в таком подходе для нашего слушателя нет – установки подобного рода вполне понятны, их можно было услышать у нас всегда и везде, да и сейчас мало что изменилось (я уже молчу про «Бесприданницу», вызвавшую неоднозначную реакцию после премьеры в 1878 году!).
Другое дело – у нас сейчас никто критически не оценивает такую позицию. А слово «слепила» сразу напоминает незабвенные строки Танича: «Я тебя слепила из того, что было…». Что было дальше, надеюсь, вы ещё помните – это был совсем другой поворот темы… Так вот, Джеска Хуп оспаривает такой подход, считая, что это пораженческая позиция. Согласитесь, не совсем обычная установка - для нашего слушателя по крайней мере!
И далее в её текстах можно найти совсем неожиданные повороты: удивительно, но Хуп настойчиво представляет мать как источник женоненавистничества. Да-да, именно так! Мысль, безусловно, интересная. Но, на самом деле, такая позиция не нова в философии – соображения о «порочном семейном круге» уходят в глубину веков. Что касается Хуп, то мне кажется, что её мормонские корни, подразумевающие жёсткое воспитание, и породили такое резкое отторжение любых жёстких семейных установок. По крайней мере, такая мысль просто лежит на поверхности, учитывая сложности её взаимоотношений с родителями…
Что касается исторических параллелей, то Хуп в первую очередь ими пользуется для создания своего стиля в музыке. Она умело привязывает современные электронные звуки к традиционному народному мелодизму, чтобы получить некий микс, способный пробудить в слушателе нечто глубинное. Или, попросту говоря, приблизить его к вечному.
Ещё один необычный момент: в текстах Хуп часто проскальзывает сочувствие к неким «изолированным от мира, отчужденным мужчинам, которые стремятся к интимности исключительно в виртуальном пространстве», и, наоборот, заметное проявление ненависти к тем, кто считает мизогонию (женоненавистничество) нормой поведения.
Как вам такие повороты? Да, весьма сложно закрученная феминистическая концепция присутствует в альбоме этой артистки. А я подумал вот о чём: у нас сейчас вполне могла бы появиться звёздная персона с аналогичными текстами – и, наверняка, она бы не осталась незамеченной! Даю бесплатную продюсерскую подсказку - но только дело за малым: надо, чтобы всё было талантливо сделано: стихи в первую очередь…
Пластинку спродюсировали PJ Harvey (ей эти темы близки) и John Parish (работал с Eels, TracyChapman, Aldous Harding). Их совместный production лишь усилил напряженность текстов Hoop – и всё благодаря тщательному и сдержанному использованию инструментов в аккомпанименте.
Вы, конечно же, не могли не обратить внимание на странное слово в названии альбома. «Stonechild» назван в честь экспоната в медицинском музее Филадельфии: это кальцинированный плод, который женщина носила в себе на протяжении десятилетий. Это страшный, но запоминающийся образ, который содержит множество противоречивых коннотаций: живое превращается в твердое вещество; существование одного внутри другого; жизнь, которая никогда не начиналась, но как бы продолжающая существовать…
Именно промежутки между четкими эмоциональными границами – как раз то место, где предпочитает находиться эта необычная 44-летняя певица.
Среди её поклонников - Том Уэйтс, Гай Гарви (Elbow) и Стюарт Коупленд (ex-Police), - но на этом список не заканчивается: её взгляды и умозаключения привлекают внимание всё большего количества слушателей (и слушательниц в первую очередь!).
Если предыдущий альбом Hoop – «Memories Are Now» (2017), - был классической работой автора-исполнителя, то Stonechild опирается на задумчивую мелодичность традиционной английской народной музыки. И вот тому пример - песня Footfall to the Path, текущая под монотонный акустический перебор. В её тексте содержится вечный шекспировский посыл: «Почему любовь - если это настоящая любовь - никогда долго не длится?».
Но темы песен с альбома Stonechild материнством и вечными любовными переживаниями не ограничиваются: в текстах есть и про опасность новых технологий, и про патриархат, и про современное рабство.
Как я уже говорил - сложность текстов в этом альбоме сбалансирована минималистичностью аранжировок. Шикарный эквилибр, когда есть поэтический талант. А это большая редкость!
Как не вспомнить напоследок про Кортни – бесконечный конфликт «мать-дочь» в её варианте продолжается до сих пор, только теперь он трансформировался в открытое соперничество двух "шершавых" творческих личностей. Так что, появись сегодня Кортни в программе на МАЯКе – наверняка условие перед интервью будет то же самое: «Никаких вопросов про дочку!»