В этот день в 1937 г. состоялся очередной и последний арест в жизни Василия Константиновича Липковского, самопровозглашенного первого митрополита Киевского и Всея Украины. История жизни одного из лидеров украинских церковных сепаратистов столетней давности особенно поучительна в наши дни, когда дело Липковского вновь поднято на щит.
Василий Липковский родился в 1864 г. в семье священника, окормлявшего один из сельских приходов на юге Киевской губернии (совр. Черкасская область). Он обучался в Уманском духовном училище, затем в Киевской семинарии и, наконец, в Киевской духовной академии, по окончании которой получил степень кандидата богословия. В 1901 г. был рукоположен во священники и служил в сфере церковного образования.
В 1903 году Липковский в чине протоиерея был назначен директором открытой в Киеве церковно-учительской школы, которая должна была готовить педагогические кадры для начальных церковных школ. Однако этот пост занимал он не долго.
В 1905 г. грянула первая русская революция сопровождавшаяся небывалым всплеском общественной активности во всех сферах жизни Российской империи. Не стала исключением и церковь.
Именно в эти годы зародилось т.н. обновленческое движение, предлагавшее радикальные преобразования церковного устройства в духе протестантской Реформации. Как и все прочие общественные течения того времени церковные реформаторы не представляли собою монолитного движения. В среде украинской интеллигенции и священства идеи «обновления» церковной жизни были окрашены в национальные тона.
В 1905 г. Липковский был избран председателем Киевского епархиального съезда, который провозгласил необходимость перевода богослужения на украинский язык и ряд других церковных реформ. Такая позиция была не совместима с должностью директора епархиального учебного заведения, и он лишился этого поста, получив назначение настоятеля одного из приходов в предместье Киева.
Февральская революция в России вновь вызвала к жизни украинский сепаратизм, в т.ч. и церковный. На протяжении 1917 г. шли процессы подготовки Украинского церковного собора, который должен был решить судьбу автокефалии и связанных с ней нововведений в церковной жизни.
Активную роль в педалировании темы автокефалии играли украинские политики, сперва Центральной Рады, а затем Гетманата Скоропадского и Директории. Церковная иерархия, напротив, осуждала автокефалистов. Так, собранный в январе 1918 г., незадолго до взятия Киева большевиками, Всеукраинский православный собор, завершился победой сторонников церковного единства.
Однако сторонники автокефалии свою деятельность не прекратили. Читать далее