Найти в Дзене

Интервью: Joe Brennan: «В аду тоже могут расти цветы»

Общество «душит» инакомыслящих, навязывая «правильный» образ мышления. О своём «задушенном» творчестве рассказала Joe Brennan – фотограф, чьи мрачные сказочные и этнические сюжеты несут в себе обычные человеческие чувства. Здесь, на стыке обыденного и неизвестного Джо рисует параллельный мир чувств, скрытый от посторонних глаз за чуть прозрачной вуалью, и приоткрыть эту вуаль дано не каждому. Для Fake Music Magazine Джо сделала исключение.

Joe Brennan
www.instagram.com/j.b.brennan

Привет, Аня. Или правильней будет Джо?

Можно Джо, так даже привычнее.

Joe Brennan – так можно найти тебя и твои работы в Сети. Расскажи, как появился псевдоним? 

Это придумал мой брат, когда мы были детьми. И с тех пор так и повелось. Имя Джо стало моим вторым именем. Так меня называли друзья в универе, в школе и я привыкла. А Бреннан – сформировалось недавно, когда я уже определилась с направлением в творчестве. С кельтского это означает «печальный», созвучно с нашим «бренный». Это взаимосвязано. 

Как ты открыла для себя мир фотографии? 

Всё началось, как эксперимент, лет в 19, когда мне в руки попала «мыльница». И я начала фотографировать буквально всё подряд: от букашек и бумажных корабликов до прохожих и пейзажей. У любого начинающего фотографа есть такой момент. Затем я приобрела первую «зеркалку». Она была достаточно дешёвой, относительно других «зеркалок». С ней я пробегала достаточно долго. И в этот период я уже пыталась найти себя, свою стезю в творчестве, набивала руку. Мои фотографии стали более осознанными. 

-2

Succubus

Сначала это было как хобби, которое затем вылилось в нечто более серьёзное. Раньше я проводила время с фотоаппаратом в руках, чтобы отдохнуть. Сейчас меня не устроит фотография, сделанная абы как; сейчас я вкладываю немало усилий, чтобы добиться желаемого результата. Я стараюсь учесть множество факторов: свет, погодные условия, ландшафтные особенности, настрой модели… Потому что теперь мои фото вышли на другой уровень – на уровень диалога. 

Выставляла свои первые фотографии? 

Были и фотографии «в стол», и на сайты отправляла, и попытки первых выставок. Отправляла именитым фотографам, чтобы они сказали своё мнение. 

Они давали обратную связь?

Да, всегда. Есть разные фотосайты, где можно других посмотреть и себя показать. На таких сайтах периодически профи устраивают своего рода дискуссии. Вы все отправляете фото, а потом в режиме онлайн начинается «публичная порка». На самом деле интересный опыт, поскольку тебе говорят, над чем нужно поработать. А ты уже думаешь: увидели ли они то, что я хотела показать? И работаешь надо собой, качаешь скил. 

-3

Утопленница-русалка

Сейчас твои работы весьма неординарны. Легко ли было найти свой стиль? 

Направление мысли в сторону «мрачняка» было уже тогда, когда я фотографировала букашек. Моё творчество в те годы напоминает сборную солянку – я не разделяла работы по жанрам. Сейчас я посредством фотографии стараюсь рассказать о себе, о состоянии внутри. Немного эгоизма: раньше я старалась раскрыть модель, теперь я хочу больше раскрывать себя – некая инверсия произошла. 

И мне повезло, я нашла единомышленника – Надежду Дашкевич. С Надеждой мы познакомились в университете, на волне общих интересов. Она помогает мне претворять задуманное в жизнь. Она делает костюмы и маски для съёмок, всё, что вы видите на фотографиях – это всё абсолютно ручная работа. Иногда я говорю ей: есть такая идея, давай придумаем костюм. Бывает, наоборот, она говорит: у меня есть готовая идея, пойдём над ней поработаем.

-4

Солнце да выжгет твои глаза

И за время, проведённое вместе над проектами, мы с ней стали будто бы одним человеком в плане творчества, настолько мы чувствуем и улавливаем идеи друг друга. Это очень важно – найти «своего». Есть, конечно, и проекты в которых мы работаем самостоятельно, отдельно друг от друга. Но это, в любом случае, удачно сложившийся тандем, плодом, которого является творчество в чистом виде. 

Выставку твоих работ в социальных сетях венчает цитата Оскара Уайлда, из романа «Портрет Дориана Грея», являя собой некий эпиграф. Почему ты выбрала именно эту цитату?

«Единственное оправдание искусству лишь в том, что ты его действительно очень любишь; всё искусство, в общем-то, бесполезно». 

Отражает, скорее, социальную проблематику. Мы придумали, что искусство важно, но это человеческий фактор и наш личный подход. Если отнестись к искусству более рационально, то встанет вопрос: а зачем ты это делаешь? Это же пустая трата времени. А вот если ты вкладываешь в процесс творчества себя, свою душу, если ты этим живёшь, тогда это уже приобретает смысл. Не нужно видеть в этом возможность заработать. Это самореализация через творчество, раскрытие творческого потенциала. 

-5

"В аду тоже могут расти цветы"

Просматривая твои работы, среди «ада и неразберихи», как ты выразилась в соц.сетях, можно найти что-то внезапное, что-то будто не из этой оперы, например, цветок или закат. Где здесь настоящая Джо?

Это всё настоящая Джо: и цветок и крипота.

Как это сочетается? 

Одно другому не мешает. В аду тоже могут расти цветы. 

Хорошо, а давай о профессиональном. Расскажи, удаётся ли совмещать основную работу с творчеством? 

На работе, я тоже занимаюсь фотографией. Но снимаю, в основном, репортажи, отчёт по мероприятием, картинки для постов в социальные сети. 

Здорово! У тебя есть площадка для самореализации.

Нет, здесь я – часть организации, о моём личном творчестве разговор вести не приходится. 

-6

Бабочки – души умерших

А ты не пыталась предложить свои личные работы, как уже готовый материал для публикации?

Пыталась, вышло неудачно. Последовал конфликт с разбирательствами, не хочу вспоминать. Люди оказались не готовы к такому творчеству. Мои работы иногда воспринимают слишком буквально, а они для того, чтобы их читали. Это всё о физическом, о личном. Скажем, фотография с солнцем: девушка с кровавыми руками. Это, собственно, и есть солнце. Это аллегория, о том, что конкретному человеку больно смотреть на солнце. Это переживание. И кровь здесь призвана показать физическую боль. 

Есть серия работ, где модель держит почки в руках. Эта работа посвящена другу, который умер от дисфункции почек. Это некое прощание с ним. В тот день мы собирались снимать совсем другое, но по дороге на съёмки я узнала о его смерти. Мне нужно было это как-то пережить. По дороге я купила реквизит. Получился вот такой материал. Таким образом, боль нашла выход. 

-7

Requiem

Была фотосессия на тему сказок. Она так и называлась «Мрачные сказки». Среди персонажей есть образ Абашевской игрушки. Многих пугают рога. Почему рога? Потому что так выглядит абашевская игрушка – олень с многоярусными рогами. По сути, это оберег, хранитель леса, часть культуры. Очевидно, публика оказывается не готова к творчеству подобного рода, раз вспыхивают конфликты. Поэтому я внимательно отбираю площадки. Например, моя серия со сказками выставляется в библиотеках, в контексте сказочной тематики, но без указания авторства и ссылки на моё прочее творчество. 

Я думаю, ты найдёшь «своего» зрителя. Есть ли планы на будущее: выставки, новые проекты? 

Безусловно, я думаю про свою личную выставку. Наверное, в следующем году. Сейчас, я ещё не готова. Пока я на стадии формирования концепции.

-8

Абашевская игрушка
Русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы чётко моделированы, их контуры имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

И, несмотря на конфликты, ты продолжаешь творить в стиле «мрачняка» и демонстрировать свои работы людям. Любишь шокировать?

Я не пытаюсь шокировать, скорее, ищу единомышленников. Я хочу найти «своих». 

Чем ещё увлекаешься, кроме фото? 

Спорт. Раньше, это были единоборства, теперь хватает времени лишь на спортивный зал. Книги. Научные, в основном: социокультурная антропология. Истории, медиевистика, демонология с точки зрения антропологии. Даёт пищу для творчества. Из художественных авторов Клайв Баркер, Кен Кизи, Дэниэл Киз. Рисование. Но не серьёзно, просто рукой по бумажке поводить. 

Решила, что надо выучить грузинский. 

-9

Lonely killer

Ого, как тебя посетила эта мысль?

У меня грузинские корни. И я давно думала, что надо бы выучить. Но практически никак не подкрепляла эту мысль. В январе я поехала в Грузию и там окончательно утвердилась в мысли, что надо выучить. А потом, в рамках моей профессиональной деятельности, случилась встреча с Анатолием Вассерманом. Он высказал интересную мысль о том, что твой менталитет, твою самоидентификацию маркирует, в частности, то на каком языке ты говоришь. А у меня периодически возникают проблемы с самоидентификацией. 

Положа руку на сердце мне сложно назвать себя русской, но и грузинкой я назвать себя не могу. Так к какому же лагерю я отношусь? Не знаю, но мне комфортно в обоих культурах. Сейчас, когда я стала учить грузинский, мне стало проще понимать себя. 

Какую музыку слушаешь? 

Дарк-эмбиент, хэви метал, спектр от хэви до грува. Нравится стоунер-рок, при чём как с элементами блюза, так и чистое «жирное» звучание стоунера. 

-10

Полудница

Фолк, грузинская национальная музыка, украинская, стран Скандинавии, славянских народов, африканских… вообще вся народная музыка! Индийская музыка нравится: лакота, сиу. Люблю слушать с переводом, потому что именно так удаётся понять семантику того народа. 

А любовь с первого аккорда – Stoner train.

Ты уже выбрала эпиграф, а теперь выбери песню, которой охарактеризовала бы своё творчество? Подумай, не торопись. 

Конкретно песню не скажу, но по жанру, наверное, дарк-эмбиент. Или ещё ассоциирую своё творчество с творчеством Sopor Aeternus.

И раз уж мы с тобой опять про эпиграфы и общаемся в таком месте, в читальном зале библиотеки, скажи, если бы ты писала книгу о своей жизни, какой эпиграф ты выбрала бы для этой книги?

«Жаль, я не смогу это повторить».