Общество «душит» инакомыслящих, навязывая «правильный» образ мышления. О своём «задушенном» творчестве рассказала Joe Brennan – фотограф, чьи мрачные сказочные и этнические сюжеты несут в себе обычные человеческие чувства. Здесь, на стыке обыденного и неизвестного Джо рисует параллельный мир чувств, скрытый от посторонних глаз за чуть прозрачной вуалью, и приоткрыть эту вуаль дано не каждому. Для Fake Music Magazine Джо сделала исключение.
Joe Brennan
www.instagram.com/j.b.brennan
Привет, Аня. Или правильней будет Джо?
Можно Джо, так даже привычнее.
Joe Brennan – так можно найти тебя и твои работы в Сети. Расскажи, как появился псевдоним?
Это придумал мой брат, когда мы были детьми. И с тех пор так и повелось. Имя Джо стало моим вторым именем. Так меня называли друзья в универе, в школе и я привыкла. А Бреннан – сформировалось недавно, когда я уже определилась с направлением в творчестве. С кельтского это означает «печальный», созвучно с нашим «бренный». Это взаимосвязано.
Как ты открыла для себя мир фотографии?
Всё началось, как эксперимент, лет в 19, когда мне в руки попала «мыльница». И я начала фотографировать буквально всё подряд: от букашек и бумажных корабликов до прохожих и пейзажей. У любого начинающего фотографа есть такой момент. Затем я приобрела первую «зеркалку». Она была достаточно дешёвой, относительно других «зеркалок». С ней я пробегала достаточно долго. И в этот период я уже пыталась найти себя, свою стезю в творчестве, набивала руку. Мои фотографии стали более осознанными.
Succubus
Сначала это было как хобби, которое затем вылилось в нечто более серьёзное. Раньше я проводила время с фотоаппаратом в руках, чтобы отдохнуть. Сейчас меня не устроит фотография, сделанная абы как; сейчас я вкладываю немало усилий, чтобы добиться желаемого результата. Я стараюсь учесть множество факторов: свет, погодные условия, ландшафтные особенности, настрой модели… Потому что теперь мои фото вышли на другой уровень – на уровень диалога.
Выставляла свои первые фотографии?
Были и фотографии «в стол», и на сайты отправляла, и попытки первых выставок. Отправляла именитым фотографам, чтобы они сказали своё мнение.
Они давали обратную связь?
Да, всегда. Есть разные фотосайты, где можно других посмотреть и себя показать. На таких сайтах периодически профи устраивают своего рода дискуссии. Вы все отправляете фото, а потом в режиме онлайн начинается «публичная порка». На самом деле интересный опыт, поскольку тебе говорят, над чем нужно поработать. А ты уже думаешь: увидели ли они то, что я хотела показать? И работаешь надо собой, качаешь скил.
Утопленница-русалка
Сейчас твои работы весьма неординарны. Легко ли было найти свой стиль?
Направление мысли в сторону «мрачняка» было уже тогда, когда я фотографировала букашек. Моё творчество в те годы напоминает сборную солянку – я не разделяла работы по жанрам. Сейчас я посредством фотографии стараюсь рассказать о себе, о состоянии внутри. Немного эгоизма: раньше я старалась раскрыть модель, теперь я хочу больше раскрывать себя – некая инверсия произошла.
И мне повезло, я нашла единомышленника – Надежду Дашкевич. С Надеждой мы познакомились в университете, на волне общих интересов. Она помогает мне претворять задуманное в жизнь. Она делает костюмы и маски для съёмок, всё, что вы видите на фотографиях – это всё абсолютно ручная работа. Иногда я говорю ей: есть такая идея, давай придумаем костюм. Бывает, наоборот, она говорит: у меня есть готовая идея, пойдём над ней поработаем.
Солнце да выжгет твои глаза
И за время, проведённое вместе над проектами, мы с ней стали будто бы одним человеком в плане творчества, настолько мы чувствуем и улавливаем идеи друг друга. Это очень важно – найти «своего». Есть, конечно, и проекты в которых мы работаем самостоятельно, отдельно друг от друга. Но это, в любом случае, удачно сложившийся тандем, плодом, которого является творчество в чистом виде.
Выставку твоих работ в социальных сетях венчает цитата Оскара Уайлда, из романа «Портрет Дориана Грея», являя собой некий эпиграф. Почему ты выбрала именно эту цитату?
«Единственное оправдание искусству лишь в том, что ты его действительно очень любишь; всё искусство, в общем-то, бесполезно».
Отражает, скорее, социальную проблематику. Мы придумали, что искусство важно, но это человеческий фактор и наш личный подход. Если отнестись к искусству более рационально, то встанет вопрос: а зачем ты это делаешь? Это же пустая трата времени. А вот если ты вкладываешь в процесс творчества себя, свою душу, если ты этим живёшь, тогда это уже приобретает смысл. Не нужно видеть в этом возможность заработать. Это самореализация через творчество, раскрытие творческого потенциала.
"В аду тоже могут расти цветы"
Просматривая твои работы, среди «ада и неразберихи», как ты выразилась в соц.сетях, можно найти что-то внезапное, что-то будто не из этой оперы, например, цветок или закат. Где здесь настоящая Джо?
Это всё настоящая Джо: и цветок и крипота.
Как это сочетается?
Одно другому не мешает. В аду тоже могут расти цветы.
Хорошо, а давай о профессиональном. Расскажи, удаётся ли совмещать основную работу с творчеством?
На работе, я тоже занимаюсь фотографией. Но снимаю, в основном, репортажи, отчёт по мероприятием, картинки для постов в социальные сети.
Здорово! У тебя есть площадка для самореализации.
Нет, здесь я – часть организации, о моём личном творчестве разговор вести не приходится.
Бабочки – души умерших
А ты не пыталась предложить свои личные работы, как уже готовый материал для публикации?
Пыталась, вышло неудачно. Последовал конфликт с разбирательствами, не хочу вспоминать. Люди оказались не готовы к такому творчеству. Мои работы иногда воспринимают слишком буквально, а они для того, чтобы их читали. Это всё о физическом, о личном. Скажем, фотография с солнцем: девушка с кровавыми руками. Это, собственно, и есть солнце. Это аллегория, о том, что конкретному человеку больно смотреть на солнце. Это переживание. И кровь здесь призвана показать физическую боль.
Есть серия работ, где модель держит почки в руках. Эта работа посвящена другу, который умер от дисфункции почек. Это некое прощание с ним. В тот день мы собирались снимать совсем другое, но по дороге на съёмки я узнала о его смерти. Мне нужно было это как-то пережить. По дороге я купила реквизит. Получился вот такой материал. Таким образом, боль нашла выход.
Requiem
Была фотосессия на тему сказок. Она так и называлась «Мрачные сказки». Среди персонажей есть образ Абашевской игрушки. Многих пугают рога. Почему рога? Потому что так выглядит абашевская игрушка – олень с многоярусными рогами. По сути, это оберег, хранитель леса, часть культуры. Очевидно, публика оказывается не готова к творчеству подобного рода, раз вспыхивают конфликты. Поэтому я внимательно отбираю площадки. Например, моя серия со сказками выставляется в библиотеках, в контексте сказочной тематики, но без указания авторства и ссылки на моё прочее творчество.
Я думаю, ты найдёшь «своего» зрителя. Есть ли планы на будущее: выставки, новые проекты?
Безусловно, я думаю про свою личную выставку. Наверное, в следующем году. Сейчас, я ещё не готова. Пока я на стадии формирования концепции.
Абашевская игрушка
Русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы чётко моделированы, их контуры имеют строгий рисунок и высокий рельеф.
И, несмотря на конфликты, ты продолжаешь творить в стиле «мрачняка» и демонстрировать свои работы людям. Любишь шокировать?
Я не пытаюсь шокировать, скорее, ищу единомышленников. Я хочу найти «своих».
Чем ещё увлекаешься, кроме фото?
Спорт. Раньше, это были единоборства, теперь хватает времени лишь на спортивный зал. Книги. Научные, в основном: социокультурная антропология. Истории, медиевистика, демонология с точки зрения антропологии. Даёт пищу для творчества. Из художественных авторов Клайв Баркер, Кен Кизи, Дэниэл Киз. Рисование. Но не серьёзно, просто рукой по бумажке поводить.
Решила, что надо выучить грузинский.
Lonely killer
Ого, как тебя посетила эта мысль?
У меня грузинские корни. И я давно думала, что надо бы выучить. Но практически никак не подкрепляла эту мысль. В январе я поехала в Грузию и там окончательно утвердилась в мысли, что надо выучить. А потом, в рамках моей профессиональной деятельности, случилась встреча с Анатолием Вассерманом. Он высказал интересную мысль о том, что твой менталитет, твою самоидентификацию маркирует, в частности, то на каком языке ты говоришь. А у меня периодически возникают проблемы с самоидентификацией.
Положа руку на сердце мне сложно назвать себя русской, но и грузинкой я назвать себя не могу. Так к какому же лагерю я отношусь? Не знаю, но мне комфортно в обоих культурах. Сейчас, когда я стала учить грузинский, мне стало проще понимать себя.
Какую музыку слушаешь?
Дарк-эмбиент, хэви метал, спектр от хэви до грува. Нравится стоунер-рок, при чём как с элементами блюза, так и чистое «жирное» звучание стоунера.
Полудница
Фолк, грузинская национальная музыка, украинская, стран Скандинавии, славянских народов, африканских… вообще вся народная музыка! Индийская музыка нравится: лакота, сиу. Люблю слушать с переводом, потому что именно так удаётся понять семантику того народа.
А любовь с первого аккорда – Stoner train.
Ты уже выбрала эпиграф, а теперь выбери песню, которой охарактеризовала бы своё творчество? Подумай, не торопись.
Конкретно песню не скажу, но по жанру, наверное, дарк-эмбиент. Или ещё ассоциирую своё творчество с творчеством Sopor Aeternus.
И раз уж мы с тобой опять про эпиграфы и общаемся в таком месте, в читальном зале библиотеки, скажи, если бы ты писала книгу о своей жизни, какой эпиграф ты выбрала бы для этой книги?
«Жаль, я не смогу это повторить».