Миф первый.
О том, что подростковый возраст – это всегда очень трудно, что родители наплачутся со своими детьми, и все должно быть таким ужасным. И у этого мифа есть еще такое продолжение: о том, что дети в этом возрасте, подростковом, не хотят общаться с родителями.
Я считаю, что это неправда, что подростковый возраст – это трудно. В моем понимании, прям такой клин вбивают между детьми и родителями за много-много лет до наступления этого подросткового возраста, и родители начинают бояться, что это будет трудно. То и получают.
Я мама подростков. Трое уже выросли, а моя младшая дочь находится в подростковом возрасте. У меня в школах учатся подростки. Я хочу сказать, что нет, это не трудно. Если не пытаться завинчивать гайки там, где не нужно их завинчивать. И если дать возможность детям быть такими, какими они хотят быть.
Например, сегодняшнее утро моё с дочерью было такое: она не захотела меня обнять. Ну нет и нет. Я понимаю, настроение не то, еще что-то. Многие бы родители попытались продавить, а почему у тебя плохое настроение, а что случилось, а вот посмотри - все так прекрасно в мире, у тебя только плохое настроение.
И вот с таких вот зацепок родителей, которые пытаются откорректировать настроение или поведение своего ребенка, дети от нас уходят на 125-й план. Увеличивается расстояние, нам не нравится их реакция, и мы начинаем думать, что мы теряем контроль над ситуацией, что наши дети нас не слушаются, и что нам трудно в подростковом возрасте.
И чего бы им там грустить в этом подростковом возрасте? Грустить миллион тем: не нравлюсь себе в зеркале, гормоны скаканули, и я в принципе в плохом настроении проснулся, сам не понимаю почему, сам себя собрать не могу, и тут мне еще со стороны говорят, что со мной что-то не так, конечно, я буду сопротивляться.
Поэтому, что бы я сказала? Пожалуйста, не доставайте детей, или подростков, в данном случае более правильно сказать. Если вы видите, что у них не очень хорошее настроение, они не склонны сейчас с вами разговаривать. У всех бывает. Все могут быть не склонны к разговорам – и в 3 года, и в 35 лет, и в 13 лет. И они не должны и не обязаны.
И нам, родителям, нужно в этот момент быть чувствительными. И отойти на 2 шага назад. Дать больше пространства подросткам. Они не знают, что с ними происходит, они сами с собой разбираются, у них частая смена настроения. Быть готовыми к этому.
Не удивляться: «Что, опять плохое настроение?» Да, опять плохое настроение! Ну так не лезьте их утешать в этот момент времени. Оно пройдет. Поговорите с ними тогда, когда у них хорошее настроение, и вы увидите, насколько прекрасным, легким в общении может быть подростковый возраст.
И второй момент, что подростки не хотят общаться с родителями. Да, я бы сказала, что это правда. Но нужно понимать, что она обусловлена отношением родителей к детям.
Родители не очень, собственно говоря, общаются с детьми. Они все время их спрашивают: «Уроки сделал? Куда ты там собираешься поступать учиться? Английский? Репетитор? На тренировке был? Поел? Посуду помыл? В комнате убрал? Не то надеваешь. Не выпендривайся. Ты что, не видишь, что на улице холодно, куда ты такие короткие вещи надела?» Вот такой диалог идет. Он напоминает не общение, а допрос с пристрастьем.