В последние месяцы лидеры ведущих европейские держав, как-то неуверенно себя чувствуют. Это по всему видно. Что Ангела Меркель, что Эммануэль Макрон, что Борис Джонсон. Правда, последний так занят брекзитом и своей скорой и вполне вероятной отставкой, что ни о чем другом, кажется и думать не в состоянии. Неуверенность проглядывает во всем – в заявлениях и в их отсутствии тоже.
Европа теряет политическую почву под ногами. Как-то так получается, что события в мире развиваются без ее участия. И что особенно обидно, ее, собственно, никто и не спрашивает, как им вообще развиваться.
Характерна, в этом смысле, попытка министра обороны Германии и вероятной преемницы Меркель на посту канцлера Аннегрет Крамп-Карренбауэр «отметиться» на фоне последних событий вокруг Сирии и переговоров президентов Путина и Эрдогана в Сочи. Заявив, что после начала турецкой операции «Источник мира» Европа уже не может оставаться в стороне от сирийских событий, Крамп-Карренбауэр предложила ввести в эту ближневосточную страну «голубые каски» ООН и, таким образом, разграничить силы Сирии и Турции. С чего она взяла, что мнение Германии здесь, кому-то может быть интересно? Загадка.
В НАТО мудрую даму вяло поддержали, а на родине в Германии с раздражением отчитали – мол, не посоветовавшись с коллегами по партии и правительству, надо было бы повременить вылезать с такой инициативой.
Но это не так интересно само по себе. Гораздо любопытнее другое. Европа оказалась абсолютно ненужной в сирийском пасьянсе. Россия, Турция, США, Иран там играют свои партии. А Европа нет. Обходятся без нее. Единственное, что она могла сделать, это ввести запрет на продажу оружия Турции – чисто символический жест. И еще – основательно струсить. Потому что, угроза Турции открыть границы для беженцев, ее страшно напугала.
Вообще, представляется, что главным занятием Европы в последние время стало бояться. Турецкого шантажа, американского предательства союзников, непредсказуемости Трампа, брекзита, каталонских событий, правды об украинских нациках, правды о сбитом «МН 17», срыва строительства «Северного потока-2» и прочего, и прочего. На фоне этого вселенского бардака российская агрессия перестает казаться чем-то страшным. Ну, уж не страшнее протестов последователей экологической Греты.
Но, что еще страшнее для европейских лидеров и прочих политических деятелей-либералов, все меньше становиться государств, которые можно поучать, как правильно жить. Со своими-то членами ЕС, никак не разобраться. На фоне каталонских протестов, пожалуй, уже не хватит европейских запасов цинизма, чтобы осуждать разгоны незаконных публичных акций сторонников российских либералов… Впрочем, здесь мы, кажется, погорячились – запасы этого добра неисчерпаемы (не голландский газ), цинизма хватит.
Европа еще не привыкла к тому, что до прихода Трампа, ей отводилась роль как бы самостоятельного игрока при соблюдении внешних приличий со стороны США, а при Трампе ее и этой роли хотят лишить и внешних приличий не соблюдают. А как быть политически самостоятельной, она уже стала подзабывать или вообще забыла. Осталась без лица, одним словом. Только вот «путинская Россия» и спасает – США милостиво разрешают европейцам быть своими союзниками и дружить против нее. Пока.