Найти тему
Спинто С Пинтой

Вокальные трэшаки, часть 3. Можно ли потерять верха, "увлекаясь" грудным регистром.

Привет, любимые мои!

Я страшно люблю слушать разные мнения, так как считаю, что это в принципе полезно. Недавно именно прослушивание разных мнений практиков, можно сказать, спасло как мои руки при игре на незамысловатом струнном инструменте, так и мою психику и творческий потенциал. Но разные мнения на то и разные. Плюс, важно иметь критическое мышление и собственный опыт, чтобы соотносить эти мнения с реальностью.

Также я тут как-то решила послушать разные мнения и по части вокала, покидав некоторые домашние записи человеку с консерваторским образованием. Как вы думаете, что я услышала?

"Вам надо все брать легче. От до первой октавы переходите в голову, а то вы так долго не пропоете. И вообще, женщины так не поют, они поют "головой", а у вас - половина произведения "груди" звучит".

(Речь, кстати, про очень низкую песню, не переходящую дальше ля-си первой октавы).

Даже моя кошка на этом месте изобразила свой "оккультный фейспалм".
Даже моя кошка на этом месте изобразила свой "оккультный фейспалм".

Также я специально прислала человеку запись, где в дуэте дублирую основную партию на октаву ниже (пользуясь возможностью издавать нормальный звук до ми малой октавы) и на видео сижу с забранными волосами, потому прекрасно можно разглядеть, что все это у меня берется громко и без напряжения шеи и вдавливания подбородка в шею. Но и это не убедило.

"Вы просто так привыкли. Вас так в хоре неправильно научили, теперь у вас верха не будет".

Ну что сказать...

Источник: giphy.com
Источник: giphy.com

По своему опыту, в свои капец, какие опасные 12-14 лет, я пропела в хоре в альтах, будучи как первым, так и вторым альтом, за небольшой срок умудрясь заметить значительный рост диапазона и в итоге то, что в принципе способна петь за все четыре хоровых голоса. И все бы хорошо, если бы не тот момент, когда я пошла к преподавателю и меня сознательно отучали от моих нижних нот (и вот тогда... настал полный трындец).

Эх, ладно. Долгое вступление. Итак, перейду к итогам своих "опытов".

Я села на "низкочастотную диету" с целью вернуть утраченное, вычистить нижние "кряксы", выработать опору и найти участок диапазона с самой вменяемой дикцией. Для этого пела низкий репертуар (иногда даже очень низкий). В целом это заняло у меня около трёх недель, так что - вполне себе эксперимент. Распевку начинала с разработки низа, верх в распевках тоже был, но там я принципиально "не старалась" (пусть ломается). Результаты? Сейчас я вам все расскажу (с) :))

Просто красивый, рычащий кошачий из Яндекс картинок, пусть разбавит мою простыню текста :))
Просто красивый, рычащий кошачий из Яндекс картинок, пусть разбавит мою простыню текста :))

Так вот. Действительно ли от мощного низа отваливается верх?

Сначала может показаться, что да. Если вы приучены петь, так сказать, сужением, "задиранием" и твангом, то да.

У вас отвалится тонкая, противная, форсированная, но при этом негромкая "носовая" пищалка.

И, если вы привыкли раньше таким образом брать высокие ноты, то именно таких у вас больше не будет.

Так что же деееелать? Правда? Это все? Верха не будет?
Источник: giphy.com
Источник: giphy.com

Будет, но не такой. Другой, по-другому сформированный и гораздо интереснее звучащий.

Правда, тут вот какие моменты.

1). Верх и низ - это в принципе два разных механизма, работающих по-разному. И очень "стрёмной" практикой со стороны некоторых педагогов является растягивание непонятного "тухлого" звука (в ожидании, что с годами он вдруг по какой-то причине станет "не тухлым") чуть ли не на весь участок рабочего диапазона. Как говорил один "известный оратор",

ни ту не сделали, ни эту не удовлетворили, ничего.

2). Весь вопрос в координации этих механизмов. Это непросто, гораздо проще для умеющих от природы тонко попискивать девочек делать это таким образом и "наслаждаться" :))) (а отсутствие нижних нот - и как бы фиг с ним, все равно не слышно).

Координация займет время и на это нужна практика. Зато, когда что-то начнет вырисовываться, вы почувствуете себя примерно так:

"Святые угодники, да я же...оргАн!!!"

"орган" имени Сибелиуса вам в качестве вдохновения и иллюстрации, фотка из моего инстаграма, из рубрики "путешествия".
"орган" имени Сибелиуса вам в качестве вдохновения и иллюстрации, фотка из моего инстаграма, из рубрики "путешествия".

И дальше с удовольствием уже продолжите работу над этим, видя, как уже с каждым днём получается все лучше и лучше.

В заключение. Да, ребят, возможно, я оставила вас с кучей вопросов, но я буду ещё писать много чего интересного на этом канале. Так что подпишитесь, если интересно. И пальцы вверх публикации, если, как выражается поколение Z, зашло.

И важное, на мой взгляд Пы Сы (p.s., в смысле). У меня есть такое предположение, что те вокалисты, которые жалуются на:

  • час недоспал - и капец,
  • попил газировки и - "все пропало, шеф"
  • постоял рядом с курящим - и "умИр" (выражаясь на моем любимом "падонкаффском наречии),

на самом деле страдают неким...недоразвитием грудного регистра. По себе заметила, что будучи аллергиком с тяжёлыми приступами, я сильно улучшила тут общую картину, как препод языка - вообще перестала уставать после N-ного количества уроков, а также обнаружила, что в первой и даже малой октаве нормальным звуком пою в любом практически состоянии, даже очень "деликатном".