Найти тему
alekseybabenkolive

Прессует налоговая? Подставляют контрагенты? Читай статью, избавишься от всех проблем!!!

Несмотря на то, что четкого понятия "должной осмотрительности" не содержит ни один источник права, оно активно используется налоговыми органами и судами в случаях, когда речь идет об обоснованности вычета по НДС и включении расходов в состав затрат при расчете налога на прибыль. И суды в 99 % случаев встают на сторону ФНС. На практике под проявлением "должной осмотрительности и осторожности" понимается использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей для получения и проверки информации о контрагенте.

Придется проявлять должную осмотрительность и нам, как же это сделать? Если Вы средний или крупный бизнес, то оптимально будет разработать специальный регламент по должной осмотрительности и осторожности и ввести должность по данному направлению или возложить эти обязанности на уже имеющегося работника, юриста, например. Ну а мелкий бизнесмен вынужден будет все делать сам.

В результате ее проявления Вы должны убедиться (и потом доказать это в ФНС или суде, поэтому все сохраняем), что контрагент является добросовестным лицом, ведет реальную хозяйственную деятельность, располагает необходимыми возможностями и ресурсами для выполнения обязательств по сделке, платит налоги, и с ним можно заключить договор без риска негативных налоговых последствий. Указанная проверка будет полезна и с точки зрения исключения гражданско-правовых рисков по исполнению потенциальным контрагентом договора.

Друзья, ниже я приведу минимально необходимый набор документов и мероприятий, которые позволят Вам обезопасить свой бизнес от претензий ФНС, никто не запрещает Вам расширить их перечень.

Проявление должной осмотрительности и осторожности можно разделить на несколько шагов.

Мероприятия до заключения договора.

  • Шаг 1. Запрос определенных документов у каждого нового контрагента, документы должны быть в оригиналах или заверенных надлежащим образом копиях. Рекомендую запрашивать следующий минимальный пакет документов:

- свидетельство (лист записи) ЕГРЮЛ/ЕГРИП,

- свидетельство о постановке на учет юридического лица/ ИП в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ,

- уведомление о постановке на учет в налоговых органах в качестве плательщика УСНО или ЕНВД, или уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС на соответствующий период, если контрагент не на общей системе налогообложения, с такими работать более безопасно,

- актуальная выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (выписку Вы можете сделать и сами на сайте ФНС),

- устав, учредительный договор,

- протокол (решение), приказ о назначении/избрании единоличного исполнительного органа юридического лица,

- приказ о назначении главного бухгалтера или приказ о возложении обязанностей главного бухгалтера,

- лицензии на осуществление деятельности, относящейся к предмету контракта/договора, если такая деятельность подлежит лицензированию,

- доверенности на лицо, уполномоченное руководителем организации представлять ее интересы, если таковое имеется,

- копия паспорта руководителя и доверенного лица,

- документы, подтверждающие наличие у поставщика материально-технической базы (зданий, земельных участков, сооружений, автомобилей, машин и оборудования, специализированной техники, инвентаря и прочих собственных/арендованных/предоставленных в лизинг основных средств) необходимой и достаточной для выполнения обязательств по сделке,

- сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год,

- актуальная справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам,

  • Шаг 2. Получив от контрагента пакет документов выполняем их анализ и проверку контрагента в открытых источниках информации, не забываем делать скриншот в котором будет отчетливо видно название сайта и дата. Рекомендую проверять и делать скриншоты на следующих сайтах:

- сайт ФНС, проваливаемся в подраздел сервисы и услуги. Заходим в разделы прозрачный бизнес/проверь себя и контрагента. Видимо в скором времени данные разделы будут объединены в один. В данных разделах по всем предусмотренным пунктам вводим данные контрагента,

- для себя рекомендую дополнительно проверять показатели контрагента в налоговом калькуляторе по расчету налоговой нагрузки, калькулятор находиться в разделе прозрачный бизнес на сайте ФНС,

- сайт ФССП, заходим в раздел исполнительные производства вводим данные контрагента,

- сайт арбитражного судопроизводства arbitr.ru, в разделе картотека арбитражных дел вводим данные контрагента,

- сайт ГУВМ МВД РФ, в разделе проверка по списку недействительных российских паспортов вводим данные директора и доверенного лица,

- сайт zakupki.gov.ru, в разделе в разделе реестр недобросовестных поставщиков вводим данные контрагента,

- для облегчения ручного труда и быстрого анализа контрагента рекомендую Вам использовать специальные сервисы наподобие контур фокус.

В результате анализируя полученные документы и проверку по базам данных Вы должны сделать однозначный вывод, о том, что контрагент является добросовестным лицом, ведет реальную хозяйственную деятельность, располагает необходимыми возможностями и ресурсами для выполнения обязательств по сделке и платит налоги. Если Вы не можете сделать такой вывод, то заключать договор с таким контрагентом я не рекомендую. Все предоставленные документы храним не менее 4 лет, после прекращения договорных отношений с контрагентом.

Мероприятия в процессе исполнения договора.

Если Ваши договорные отношения с контрагентом длительные, то рекомендую проводить мероприятия по проявлению должной осмотрительности и осторожности и в процессе исполнения договора не реже 1 раза в год.

Минимальный их набор состоит из:

  • проверка с сохранением скриншотов по всем вышеперечисленным базам данных,
  • запрос справки ФНС о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, обновленных сведений о МТБ и среднесписочной численности, бухгалтерской отчетности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменении капитала), выписки из книги покупок/продаж касательно ваших взаимоотношений, если контрагент на общей системе налогообложения,
  • рекомендую дополнительно для себя проверять показатели контрагента в налоговом калькуляторе по расчету налоговой нагрузки на сайте ФНС,

В результате анализируя полученные документы и проверку по базам данных Вы должны сделать однозначный вывод, о том, что контрагент является добросовестным лицом, ведет реальную хозяйственную деятельность, располагает необходимыми возможностями и ресурсами для выполнения обязательств по сделке и платит налоги. Если Вы не можете сделать такой вывод, то Вам лучше не продолжать договорные отношения с таким контрагентом. Все предоставленные документы храним не менее 4 лет, после прекращения договорных отношений с контрагентом.

Ну и на последок совет - старайтесь, если это возможно, чтобы все договора подписывал директор контрагента, оптимально на Вашей территории и в Вашем присутствии, так же старайтесь не работать с доверенными лицами контрагента, если они не числятся у него в штате.

PS: Могу разработать регламент по должной осмотрительности и осторожности для вашего бизнеса, провести дистанционное обучение сотрудников.