Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Новые данные по договору о СНВ показывают, что он плотно держит крышку на стратегических ядерных зарядах

Последние опубликованные данные по американским и российским стратегическим ядерным силам, ограниченным Новым договором о СНВ, показывают, что договор выполняет свою предназначенную для него цель – держать под контролем ядерные арсеналы двух стран. Данные были опубликованы Госдепартаментом в начале октября. Несмотря на ухудшение отношений и возрождение стратегии «конкуренции великих держав», данные показывают, что ни одна из сторон не увеличила уровень развернутых стратегических сил в прошлом году.

Выпущенный набор данных является последним перед тем, как Новый договор о СНВ вступит в свой последний год до его истечения в феврале 2021-го года. Договор может быть продлен еще на пять лет росчерком пера, но противники контроля над вооружениями в Вашингтоне и Москве упорно трудятся, чтобы этого не произошло. Если им это удастся, то два крупнейших ядерных арсенала мира впервые с 1970-х годов будут полностью нерегулируемыми.

По количественному составу. Последние данные показывают, что Соединенные Штаты и Россия в совокупности по состоянию на 1 марта 2019-го года развернули в общей сложности 1181 стратегическую пусковую установку (баллистические ракеты межконтинентальной дальности и тяжелые бомбардировщики) с приписанными им в общей сложности 2 802 ядерными боеголовками. Эти два арсенала составляют больше стратегических пусковых установок и боеголовок, чем все остальные семь ядерных держав мира, вместе взятые.

Для России данные показывают 513 развернутых стратегических пусковых установок с 1426 боеголовками. Это небольшое снижение на 11 пусковых установок и 3 боеголовки по сравнению с мартом 2019-го года. Россия в настоящее время имеет на 187 пусковых установок и на 124 боеголовки ниже установленного договором предела для развернутых стратегических вооружений.

Соединенные Штаты развернули 668 стратегических пусковых установок с приписанными к ним 1376 боеголовками. Это составило небольшое увеличение на 12 пусковых установок и 11 боеголовок по сравнению с мартом 2019-го года. Соединенные Штаты в настоящее время располагают на 32 пусковые установки и на 174 боеголовки ниже установленного договором предела для развернутых стратегических вооружений. Эти увеличения и сокращения с марта 2019-го года являются нормальными колебаниями арсеналов в связи с техническим обслуживанием и модернизацией и не отражают увеличение или уменьшение структуры сил или уровня угрозы.

-2

Важно помнить, что российские и американские ядерные силы, о которых сообщается в рамках нового СНВ, составляют лишь часть их общих запасов ядерного оружия, которые в настоящее время оцениваются в 4330 боеголовок для России и 3800 для Соединенных Штатов (6500 и 6185 соответственно, если также считать вышедшие из эксплуатации боеголовки, ожидающие демонтажа). Обе стороны могли бы загрузить много сотен боеголовок дополнительно на свои пусковые установки, если бы Новый договор был бы прекращен до истечения срока своего действия.

Наращивание. Чего наращивание?

И Россия, и США участвуют в значительных программах модернизации, направленных на расширение и совершенствование своих стратегических ядерных сил. Однако до сих пор эти программы в основном следуют той же общей структуре и вряд ли существенно изменят стратегический баланс этих сил. Новые данные СНВ показывают, что договор служит для сдерживания этих планов модернизации.

При этом обе страны работают над модификациями своих стратегических ядерных арсеналов. Россия уже давно – еще до подписания нового СНВ – работает над созданием экзотического оружия межконтинентальной дальности для преодоления американских систем противоракетной обороны. Эти экзотические виды оружия, которые еще не развернуты или не охвачены договором, включают в себя крылатую ракету с ядерным двигателем наземного базирования («Буревестник») и торпедообразный беспилотный летательный аппарат подводного базирования («Посейдон»). Администрация Трампа стремится к тому, чтобы это новое оружие было бы включено в договор. Третье оружие, планирующий аппарат на МБР, широко известный как «Авангард», близок к первоначальному развертыванию и будет подотчетен в соответствии с договором, но, скорее всего, заменит существующие развернутые боеголовки. Все эти виды оружия ограничены в количестве и недостаточны для изменения общего стратегического баланса или решения проблемы продления действия нового СНВ. Договор предусматривает добавление новых видов оружия, если они будут согласованы обеими сторонами, хотя ни одна из сторон официально не предложила сделать это.

Россия не имеет преимущества в плане общих стратегических ядерных сил, и новые данные показывают, что она, похоже, не пытается закрыть значительный разрыв, который существует в количестве развернутых стратегических пусковых установок – 155 в пользу США по последним подсчетам (до 23 пусковых установок с марта 2019-го года). В перспективе 155 пусковых установок эквивалентны целому крылу американской МБР, или более чем семи полностью загруженным баллистическими ракетами атомными подводными лодками класса «Огайо», или более чем в два раза больше всего американского флота ядерных бомбардировщиков. Если бы столы были «перевернуты», американские чиновники и сторонники жесткой линии, безусловно, жаловались бы на преимущество России. Учитывая это несоответствие пусковых установок, можно также подозревать, что Россия может стремиться сохранить больше неразвернутых пусковых установок для потенциальной передислокации, чтобы иметь возможность быстро увеличить силы в случае необходимости. Вместо этого новые данные СНВ показывают, что Россия продолжает сокращать свои неразвернутые пусковые установки (до 12 с марта 2019-го года).

Вместо того, чтобы пытаться закрыть разрыв в пусковых установках, Россия компенсирует это неравенство, максимизируя нагрузку на боеголовки своих новых ракет, чтобы сохранить общий паритет с Соединенными Штатами. С 2016-го года новые данные СНВ указывают на то, что Россия была вынуждена снизить нормальную загрузку боеголовок на некоторых своих баллистических ракетах, чтобы соответствовать договорному пределу для развернутых боеголовок. Это свидетельствует о том, что Новый договор оказывает реальное сдерживающее воздействие на развернутые стратегические силы России.

Сказав это, Россия потенциально может – как и Соединенные Штаты – загрузить большое количество неразвернутых ядерных боеголовок на развернутые стратегические пусковые установки, если будет принято решение о выходе из пределов СНВ или договор будет прекращен к истечению в 2021-м году. Эти пусковые установки будут включать первоначально бомбардировщики, затем баллистические ракеты морского базирования и в более долгосрочной перспективе МБР. Однако для значительного увеличения структуры сил потребуются десятилетия, поскольку обе стороны основывали свое долгосрочное планирование на предположении, что новый уровень сил СНВ будет сохраняться.

Соединенные Штаты демонтировали и переоборудовали больше пусковых установок, чем Россия, потому что у Соединенных Штатов их было больше, когда был подписан договор, а не потому, что Вашингтон получил «плохую сделку», как утверждали некоторые сторонники жесткой линии обороны. Но Россия жаловалась – в том числе в беспрецедентном письме Конгрессу США – что она не может проверить, что пусковые установки, преобразованные США в носителей неядерных боезарядов, не могут быть возвращены к ядерному использованию. Однако Новый договор о СНВ не требует необратимости, и США настаивают на том, чтобы преобразования были проведены в соответствии с положениями договора, которые Россия согласилась, когда она подписала договор.

Жалобы России на переделанные пусковые установки и жалобы США на включение новых стратегических вооружений – это вопросы, которые должны быть решены в двустороннем Консультативном комитете по договору (BCC). США жалуются, что новые российские стратегические вооружения должны быть включены в новый договор о СНВ, а Россия жалуется, что не может проверить необратимость переделанных американских пусковых установок

Проверка и уведомления. Хотя они и не включены в официальные сводные данные, Государственный департамент также сообщил об общем числе инспекций и уведомлений, проведенных в соответствии с договором. С февраля 2011-го года это включало 313 проверок на местах (25 в этом году) и 18 803 уведомления (2387 за последние 12 месяцев). Этот поток данных имеет важное значение для обеспечения уверенности в том, что уровень стратегических сил другой стороны действительно является тем, что о нем говорят. Он также предоставляет каждой стороне бесценное понимание структурных и оперативных вопросов, которые дополняют и расширяют то, что можно установить с помощью национальных технических средств.

И что теперь? Хотя бюрократы и «холодные воины» как в Вашингтоне, так и в Москве в настоящее время заняты жалобами и неопределенностью по поводу нового договора о СНВ, нет никакого способа обойти основной факт: Новый СНВ сильно отвечает интересам национальной безопасности обеих стран – а также их союзников. Но договор истекает в феврале 2021-го года, и обе стороны могут – если их руководство будет готово действовать – продлить его одним росчерком пера.

К сожалению, жалобы России на то, что она не может подтвердить конверсию стратегических пусковых установок США, жалобы США на то, что новые экзотические российские вооружения обходят договор, нарушение Россией и решение США выйти из Договора о РСМД, а также растущая политическая вражда и пререкания между Востоком и Западом, объединились, чтобы усилить давление на Новый СНВ и поставить его под сомнение.

Все это хорошо отражает опасность менталитета времен холодной войны, когда националистическая бравада и стук в грудь перекрывают продуманную рациональную стратегию в интересах национальной и международной безопасности. Плохие времена – это не оправдание для жертвования договорами, а напоминание о важности их сохранения. Договоры об ограничении вооружений заключаются не с друзьями (в этом нет необходимости), а с потенциальными противниками в целях ограничения их наступательных ядерных сил и повышения транспарентности и контроля. Крайне важно, чтобы Россия и Соединенные Штаты приняли сейчас решение о продлении действия Нового договора о СНВ. Без этого обе стороны перейдут к наихудшему сценарию мышления для долгосрочного планирования стратегических сил, что вполне может спровоцировать новую гонку ядерных вооружений

Hans M. Kristensen