Однажды в Индию приезжает ученый, получивший международную известность, и читает лекции о том, как наука началась только в постренессансный период в Европе, а местный народ хлопает в ладоши.
Печально, что вместо того, чтобы подойти с действительно научной точки зрения к этому вопросу, они просто как запрограммированные - один говорит, все остальные хлопают.
Вот, что им действительно нужно было сделать, чтобы проверить свою веру в то, что было сказано и услышано, чтобы эта лекция хоть как-то была похожа на научную.
И аудитория, и ученый должны читать лекции, статьи и книги, не относящиеся к науке, авторами которых являются великие ученые, такие как Эйнштейн, Бор, Шредингер, Гейзенберг, Оппенгеймер, Нилс Бор и др.
Затем им следует почитать писателей, историков и т.д., таких как Джордж Бернард Шоу, Арнольд Тойнби, Марк Твен, Уилл Дюрант, Б. Г. Реле, Ромен Ролланд, Сильвия Лев и т.д.
Затем они должны начать читать об истории, стоящей за такими именами, как Арябхатта, Чарака, Сушрута, Брахмагупта, Баскарачарья и др.
Тогда они должны задаться вопросом:
Как Пифагор мог написать теорему, не предоставив для этого никаких доказательств, но назвав ее в свою честь, и что Вольтер сказал об источнике знаний Пифагора, и когда было представлено первое доказательство этой теоремы, и кем?
И во многих других подобных случаях, нужно задаться вопросом.
Они должны провести небольшое исследование происхождения математики, как мы её используем сегодня, и попытаться написать докторскую диссертацию о том, могли бы ли наука и техника, какую мы знаем сегодня, быть достигнуты с помощью математики, основанной на римской числовой системе.
Затем они должны отправиться в мировое турне, посетив такие места, как древние железные столбы в Индии (например, в Дели), которые выдержали более тысячи лет суровых испытаний, не заржавев и не понимая, как может существовать нечто неизвестное тысячелетие простоявшее до постренессанса!
Посетить Египетские пирамиды и посмотреть, есть ли сегодня в этот постренессансный период какие-либо машины, которые могут поднять каменные блоки, такие же огромные, как те, что использовались для строительства пирамид, и на те огромные высоты.
И после всего этого они должны вернуться в тот же самый зал и снова начать обсуждения о том, когда началась наука - и на этот раз с точно переведенными экземплярами старейших литературных произведений, таких как Веды, Упанишады, различные самхиты, йогу сутры, буддийскую литературу и т. д.
Если они чувствуют, что это бессмыслица, то должны немного почитать о реальной науке сейчас - квантовой механике, например, и попытаться найти то, что на самом деле означает уравнение Шредингера, нелокальность, понятие времени, природа реальности, скрытые переменные теории, принцип неопределенности и т.д.
И еще раз прочитать, что Гейзенберг, Бор, Шредингер и т.д. говорили о своем стремлении найти значение этих терминов.
И в конце-концов название этой лекции не должны быть: "Наука началась только в постренессансный период в Европе".
Ибо это тоже самое, что сказать: "Человек начал дышать только после того, как был обнаружен кислород"
Не путайтесь, что якобы с началом индустриализации, началась настоящая наука.
Вы не можете начинать строить машины в тот же час, когда только открываются металлы.
Утверждение, что человек начал мыслить научно пять веков назад, который вдруг вдохновился хотя по научным фактам и раскопкам имел один и тот же интеллект в течение миллионов лет, все равно что утверждать, что новорожденные дети остаются детьми в течение 20 лет и внезапно становятся инженерами, врачами и т.д. в 21 год.
Кстати, те "грандиозные достижения", которые мы достигли в этом постиндустриальном мире, сегодня видны на саммитах по изменению климата, кампаниях по спасению Земли, договорах о сокращении выбросов, советах по управлению загрязнением и т.д.