Привет, друзья! В эфире я, ваш #Левхранитель. Как вы знаете, я очень люблю гулять по Москве и рассказывать вам об объектах культурного наследия. Но в этот раз не я нашел здание, а оно меня нашло. Точнее меня пригласили в гости в особняк Ивана Морозова в Леонтьевском переулке. Конечно же, я не смог отказать.
Это небольшая усадьба директора правления Товарищества мануфактур «Викулы Морозова с сыновьями» в стиле эклектики. Ранее здесь была усадьба генерал-аншефа М.Леонтьева, а на одной из частей его владений архитектор А.Каминский выстроил красивейший особнячок для купчихи Каратаевой. В начале 1890-х Викула Морозов купил этот дом для своих сыновей Ивана и Елисея. Иван женился на артистке балета Большого театра (поговаривают, что она была самой красивой женщиной в Москве) Варваре Вороновой, поэтому дом требовал обновления интерьеров для новой семейной жизни. Для этого они пригласили Федора Шехтеля, который не стал переделывать внешний эклектичный декор особняка, созданные Каминским. Но Шехтель заново отделал все парадные помещения в разных архитектурных стилях: деревянная столовая, классический большой белоколонный бальный зал, рокайльная гостиная. Кабинет хозяина украшали картины Шишкина и множество бронзовых лошадей. Иван Морозов улекался бегами и держал хорошую конюшню. Справа Шехтель сделал небольшую приватную зону – садик для гуляния детей в саду. Сзади особняка была сделана пристройка. В 1905 году архитектор А. Эрихсон заново отделал лестницу особняка в стиле модерн.
После революции больше 20 лет тут было посольство Германии. Во время Великой Отечественной войны – Совинформбюро. Отсюда предавались сводки боев и побед. После войны сюда въехало посольство ГДР. В перестроечные годы тут было посольство Кубы и банк. Потом – ВАО «Интурист» и магазин путешествий.
Совсем недавно тут завершилась комплексная реставрация, которая длилась 4 года. Я спросил у Алексея Емельянова, как проходила реставрация здания, и вот, что он ответил: «При реставрации интерьеров обнаружилось немало интересных деталей: к примеру, изначальные цветовые решения и уникальная цветочная роспись на потолке одного из залов — букеты, собранные в соответствии с так называемым языком цветов. Реставраторы по крупицам, метр за метром восстанавливали все детали. Также была проведена работа по конструктиву — ведь зданию в ближайшее время вновь предстоит включиться в жизнь города. Этот важный аспект — приспособление для современного использования — также был учтен: в здании проведены новые коммуникации и инженерные сети. Но даже эти работы были произведены очень аккуратно, так, чтобы никоим образом не нарушить дух времени, который до сих пор хранят его залы».
Я заглянул в каждую комнату, заблудился, кое-как нашел выход. Могу с уверенностью сказать, что дом не утратил своих чудесных интерьеров, созданных тремя великими архитекторами: А. Каминским, Ф. Шехтелем и А. Эрихсоном.