Найти тему
Антон Беляков

Замкнутый круг банковской системы


Не так давно писал комментарии к выступлению министра экономического развития Максима Орешкина, предостерегающего ЦБ от «кредитного пузыря»: население берет все больше, а отдавать нечем. (Кстати, показательно, что главный заемщик, крупный бизнес, при этом не упоминался).
Позже уже министр финансов Антон Силуанов, поддержав Орешкина, посоветовал крупным банкам вкладывать кредитные ресурсы в кредитование малого и среднего бизнеса, а не увеличивать долю в потребительском кредитовании.
Совету банки не последовали. «Пузырь» пока не лопнул. Но, особенно на фоне принятия нового бюджета, цифры открылись весьма интересные. Традиционно (а уж с 2014 года и подавно) наша банковская система по большей части «работает» на кредитах корпоративным клиентам. Более 55 процентов всех займов обеспечивается именно корпорациями.
После санкций ситуация усугубилась, так как крупнейшие компании- налогоплательщики оказались отрезаны от иностранных инвестиций и кредитов. Банки шли по кругу, обеспечивая новые кредиты старым клиентам за счет перекредитовывания. Крупнейшие государственные игроки банковской системы, как могли, обеспечивали этот круговорот. Но знаменательной тенденцией этого полугодия стал рост потребительского кредитования, как раз то, о чем предостерегал глава Минэкономразвития, причем во многом за счет беззалоговых кредитов. За первое полугодие 2019 года новых кредитов физическим лицам было выдано на 1,428 трлн рублей — на 27% — больше, чем годом ранее, и в 3,4 раза больше, чем в январе — июне 2017-го. Как и в прошлом году, население брало кредиты «на жизнь» и «чтоб вернуть старые», что, конечно, является тревожной, но тоже не новой тенденцией. Гораздо интересней тот факт, что доходы бюджета за этот период были обеспечены, в том числе ростом НДС, налогом на прибыль – всеми теми налогами, которые легли на плечи всех рядовых налогоплательщиков. Падали реально располагаемые доходы населения, росли розничные цены, а налоговые поступления в казну росли.
Из полученных средств государством на депозиты и через операции репо в банки было направлено 1,6 трлн рублей. В итоге общая сумма бюджетного финансирования банков достигла исторических рекордов как в абсолютном (3,15 трлн рублей), так и в относительном выражении (7,9% от пассивов). А банки перенаправили часть этих средств на новые потребительские кредиты своим налогоплательщикам. В итоге мы получили тот самый опасный рост потребительского кредитования.
Мог ли Минфин не знать об этом, предостерегая от роста потребительских кредитов, или же сознательно разместил часть госдоходов таким образом на депозитах банков? - Но круг замкнулся: изъятые через налоги средства вернулись к плательщикам в виде новых кредитов, чтоб как-то эти налоги оплачивать, обеспечивая еще худо-бедно и банковские доходы.