История одного дома.Дом с жар-птицами.
Когда ты спросишь у томича, в чем отражается атмосфера города, большинство не задумываясь ответит: в нашей деревянной архитектуре.
Усадьба купца второй гильдии Леонтия Желябо — одна из культовых достопримечательностей Красноармейской. Томский городской архитектор Петр Федоровский выдал разрешение на строительство бывшему унтер-офицеру в 1896 году. Постройка состоит из четырех зданий и хозяйственных объектов.
По словам сотрудницы Томского областного художественного музея Людмилы Исаевой, дом с жар-птицами построен в 1903 году. Именно это здание из всего комплекса попало на эмблему к 400-летию Томска.
Леонтий Желябо был зажиточным купцом, в его усадьбе было много прислуги.
— Купец построил сначала дом для себя, затем дом для аренды, — рассказала сотрудница музея. — Последний, дом с жар-птицами, — свадебный подарок его дочери Варваре. Можно отметить необычный декор: нет традиционных орнаментов, украшений, но по велению заказчика появляются жар-птицы. Вероятно, потому, что дом был подарком к свадьбе.
— Интересна история главного дома усадьбы, который выходит на Красноармейскую, — рассказала доцент исторического факультета ТГУ Ольга Богданова. — Дом был отреставрирован средствами Молодежного жилищного комплекса. Собирались молодые ребята, семьи, жить негде было, они занимались строительством и восстановлением домов.
Эклектика и традиции — уникальный вид здания
— Дом построен в период эклектики, с использованием национальных особенностей и традиций, — пояснила доцент исторического факультета ТГУ Ольга Богданова. —Такого интересного декора в Томске больше нет нигде. Видна рука резчика-профессионала, особое внимание привлекают наличники с крупными виньетками. Композиционное решение фасада необычное. С трех сторон одинаковая компоновка дома, он почти квадратный.
Простой контур здания обогащают пристроенные эркеры с двух сторон. Дом отличается лаконизмом целого и богатством отдельных декоративных элементов.
Дом после национализации всегда был жилым. С начала 2000-х жители жаловались на протекание крыши. Ситуацию поменяла реставрация 2008 года, ремонт крыши и косметический ремонт фасада.
По словам сотрудницы Томского областного художественного музея Людмилы Исаевой, любопытная деталь – свитки на наличниках. Она подозревает, что это имеет отношение к тому, что Желябо был иудеем. Скорее всего, в свитках изображены Талмуд или Тора.
Рука мастера: Петр Федоровский
Федоровский родился в 1864 году «близ города Елизаветграда Херсонской губ.». Учился в реальном училище, посещал рисовальные классы академика живописи Крестоносцева.
Потомственный дворянин Петр Федоровский приехал в Томск в 1895 году вместе с женой Еленой после окончания Академии художеств в Петербурге. Около трех лет он учился на живописном отделении, а затем перешел в архитектурное.
Федоровский поступил в управления по строительной части Томской губернии, в 1896 году уже занимает должность городского архитектора.
Первые проекты Федоровского в основном муниципальные здания: корпус Мариинской женской гимназии, скотобойня, дома училищ. Также архитектор занимался городским хозяйством – укреплял берега Ушайки, занимался строительством дороги к пересыльной тюрьме.
В 1903 году архитектор уходит в частную практику. В этот период он и строит известный дом купца Желябо. Позже становится архитектором университета, строит множество корпусов и служб, иногда работает для епархии.
В 1905 году Федоровский покидает Томск и работает в Тамбове и Нижнем Новгороде. В Тамбове он состоит городским архитектором и архитектором женского института. В 1912-м возвращается в Томск на должность городского архитектора. С 1914 года преподает рисование в технологическом институте вместе с другими известными архитекторами Крячковым и Оржешко. За проведение занятий получает 600 рублей в год в течение двух лет.
— Архитектор одновременно работал с деревом и камнем, — пояснила доцент исторического факультета ТГУ Ольга Богданова. – Петр Федоровский был приверженцем классических элементов, работал в основном в неоклассицизме. Новое направление после модерна, которое взяло за основу классику: симметричность композиции фасадов, треугольные фронтоны, классические элементы декора.
По мнению специалиста, самые крупные постройки архитектора в Томске - особняк купца Смирнова (пер. Кооперативный, 5), здание школы № 3 (ул. Карла Маркса, 21), дом с жар-птицами и деревянный доходный дом на ул. Карла Маркса, 31.
Назад в будущее: люди живут, жар-птицы «разлетелись»
Сегодня дом по улице Красноармейской, 67/1, — жилой. Но не все жар-птицы с фасада остались в этом здании. Несколько жар-птиц свадебного подарка находятся сейчас в Музее деревянного зодчества – их передали при реставрации здания. После реставрации несколько новых жар-птиц также «улетели» с крыши и лежат сегодня у крыльца.
В 1974 году усадебный комплекс отнесли к памятникам архитектуры федерального значения.
«Покажите мне самое сердце Томска», — однажды сказал один из гостей города.
Мы задумались и поняли, что сердце нашего города — большое, оно уютно раскинулось по разным его уголкам, и имя ему — деревянное зодчество. В проекте WoodTomsk мы рассказываем о 40 архитектурных объектах Томска деревянного. У каждого из них своя история, своя душа. Это первый проект, где на одной площадке вы сможете прочитать, послушать и посмотреть томские кружева сквозь объектив фотографа и рисунки художника. Это — атмосфера города. Это — Томск.
Источник информации взят здесь-https://www.tomsk.ru/
Я НЕ НАРУШАЮ АВТОРСКИЕ ПРАВА!!