Газ на катере – один из факторов, который нуждается в постоянном отслеживании. Современная система газовой безопасности для катера стоит весьма недорого. Ее установка и обслуживание защитят вас от утечки газа на борту и возможной аварии.
Большинство яхт и катеров используют газ для приготовления пищи. Однако его использование также сопряжено с рядом проблем безопасности, которые необходимо решить. Это означает, что крайне важно убедиться, что вся система находится в хорошем состоянии.
Проблема в том, что и бутан, и пропан, используемые в газовых баллонах, тяжелее воздуха. Это означает, что любой газ, который вытекает из системы, будет оставаться в лодке, накапливаясь в трюме. Поэтому очень важно проверять трубки, клапаны и регуляторы каждый 3-5 лет.
Сигнализация
Установка газовой сигнализации является разумной мерой предосторожности. Она срабатывает при концентрации в воздухе газа значительно ниже, чем у взрывоопасной смеси газа и воздуха. Датчики могут быть размещены под приборами, использующими газ, а также в сухой части трюма.
Однако газовая сигнализация не заменяет правильно установленную и обслуживаемую газовую систему. Это может быть особой проблемой для владельцев старых лодок, поскольку приемлемые стандарты со временем меняются. Даже там, где газовые системы были обновлены, работа не всегда выполнялась в соответствии с существующими ныне стандартами. Поэтому не факт, что она сможет выдержать долгое использование. Возможно, уже сейчас ей требуется капитальный ремонт или даже замена.
Элементы системы
Основные элементы системы включают в себя специальный газовый шкафчик со сливом, который ведет за борт. Это позволяет любому газу, который может вытечь, безвредно покидать пределы судна. Кроме того, каждый баллон должен быть прочно закреплен в таком шкафчике, чтобы исключить его передвижение во время плавания.
Баллоны должны быть подключены к системе через регулятор с двухпозиционным клапаном и коротким гибким шлангом. Затем следует использовать сплошную медную трубу для основного прогона трубы. В местах прохода трубы через переборки, ее необходимо дополнительно защитить от повреждения и чрезмерного сдавливания.
Длина шланга должна быть достаточной, без натяжения, чтобы плита могла свободно отклоняться от своего положения, даже если лодка находится под очень высоким углом крена. Наконец, плита должна быть оснащена устройством, которое автоматически отключает подачу газа, если пламя погасло.
Также стоит установить измеритель точки пузырька. Это простое устройство, которое можно использовать для периодического тестирования газонепроницаемости системы. Другим распространенным дополнением является электромагнитный клапан на регуляторе.
Текущее обслуживание
Даже самые лучшие установки нуждаются в периодическом обслуживании, чтобы гарантировать их безопасность. Ежемесячный визуальный осмотр состояния гибких шлангов – обязательная процедура. В то же время, если установлен пузырьковый тестер, его можно использовать для проверки возможных утечек. В этом случае кнопка проверки на газовом аварийном сигнале, активируемая для проверки работы устройства, продолжает работать.
Очень легко пропустить некоторые аспекты газовой безопасности, но это так же важно, как и любой другой элемент систем лодки.
Гибкие шланги и регуляторы имеют ограниченный срок службы. Шланги следует менять в течение пяти лет с даты изготовления или как только появятся какие-либо признаки повреждений. Регуляторы должны заменяться каждые 10 лет. В обоих случаях это быстрый процесс, который занимает менее часа труда и небольшую стоимость.
На старых яхтах также стоит тщательно проанализировать место установки. Только в последние пару десятилетий новые лодки были оснащены специальным шкафчиком для слива газа. Хотя многие старые лодки были оборудованы подобным образом, существует множество примеров, в которых газовый шкафчик не соответствует современным нормам газовой безопасности.
Также убедитесь, что график технического обслуживания газовой системы соответствуют требованиям страны регистрации судна или страны, в которой оно базируется. Во многих случаях это означает, что работы должны выполняться или проверяться инженером, утвержденным для работы с морскими газовыми системами.
Альтернативы газу
Стоимость установки надежной газовой системы на небольшом судне с относительно низкой стоимостью может быть удивительно высокой. Тем не менее, существует ряд жизнеспособных альтернатив использованию газа на борту для приготовления пищи.
Наиболее распространенными из них являются спиртовые плиты. Они просты в использовании, и хотя их пламя не такое горячее, как газовое, они успешно используются для приготовления пищи на судне. Другие альтернативы включают парафиновые плиты с баком под давлением . Сюда же относятся дизельные агрегаты, хотя эти варианты дороже, чем спиртовая плита.
Безопасность на борту катера или яхты зависит не только от вашего поведения. Не менее важно проводить регулярный осмотр и обслуживание всех систем судна, в том числе газовую. Надеемся, наши советы помогут вам.