Я скоро напишу давно обещанную вам статью о секретах логопедии - что же такого делает логопед на своих занятиях, что неговорящий доселе ребенок говорить начинает. Дома родители не могут речи добиться, в садике за другими детьми не повторяет, а у логопеда вдруг начал потихоньку... Тема очень интересная и скоро я ее для вас раскрою.
Но сегодня пока про контингент попроще. Звуки наши любимые. Прихожу к новому ребенку, мама рассказывает, что на консультации у логопеда были, и прямо ужас-ужас. И все звуки, и там не согласует, и тут не склоняет... А, надо сказать, у меня профдеформация 😉 Я начинала свою практику с детей тяжёлых. С детей, у которых речь вообще не главное в жизни. И если она в принципе имеется - то звуки вообще проблема десятая, там поле непаханое. И исходя из такого своего опыта - я норму очень хорошо обычно вижу. Сразу, с первой встречи.
Норма - это когда только звуки поставить. Да, эта норма может что-то с чем-то эпизодически не согласовывать, допускать иногда какие-то речевые ошибки... Но ключевое тут - эпизодически. Эпизодически и я что-нибудь не то могу ляпнуть 😉 Вот если системные повторяющиеся ошибки - дело другое. А несистемные даже отмечать не стану.
Плюс эта самая норма вполне может чего-то, даже по возрасту положенного, не знать. Мальчик может не отличить сахарницу от молочника, девочка назовет автобусом и троллейбус, и трамвай... Ну не их сферы интересов. Плюс эта норма вполне может быть немного педагогически запущенной, по разным причинам - либо не читают и не разговаривают, ребенок только мультики смотрит, либо он пятый в большой семье (и не надо тут про многодетных, планшетные в речевом плане хуже 😉), либо родители работают, света белого не видя... Эти дети не перестают быть речевой нормой от того, что что-то не знают. Это недостаток кругозора, не более.
Так вот, должен ли логопед заниматься кругозором? Рассказывать, как устроен мир, учить читать и считать, разучивать стихи наизусть, знакомить ребенка с миром русской литературы... Этот вопрос каждый логопед и каждый родитель для себя решает сам. У меня есть дети, которых я уже готова отпустить - звуки поставлены, моя работа закончена. Но не отпускают меня 😆
Ну позанимайтесь ещё хоть чем-нибудь, ну читать поучите! Ему так с вами нравится! Ещё б не нравилось, когда тетя-логопед перестала в рот постановочным зондом лезть и начала интересные настолки с собой таскать 😆 Сразу така любовь, така любовь 😆 Что ж, я не против 😊 Я к своим ученикам тоже привязываюсь, и этап, когда "ну хоть чем-нибудь ещё" - конечно лёгок и приятен 😆 Уже нет строгих временных рамок, уже не нужно стремиться к покорению вершин... Просто учимся потихоньку, чему можем.
Но всегда - после информирования родителей. Вот ребенок, моя задача - его вывести в среднюю норму. Я его вывела. Насколько эта норма будет "прокачана" - уже ваше личное дело. Взрослая норма может за всю жизнь не прочесть ничего сложнее журнала "моя дача", а может быть доктором наук. Но и тот и тот человек будет нормой. Расширение кругозора нормы - это не логопедия, это репетиторство. Логопеды это могут, и если родители готовы за это платить - как говорится, любой каприз. Но важно в этом случае обоим сторонам понимать, что логопедия - закончена.
А так-то вполне полезно рассказывать ребенку с нарушенными всего лишь звуками про грибы, цветы, махаона и кардинала. Читать сказки Пушкина. Нанизывать бусины на шнурочек... Но лично я это все делаю, только если от родителей мне поступил конкретный запрос. Если запроса нет, то моя работа в данном случае - звуки. Все остальное - сугубо родительское желание и их же возможности.
Норма не перестанет быть нормой, не умея отличить цыпленка от индюшонка. Поэтому продолжительность занятия с конкретным ребенком я озвучиваю только после диагностики. Если у него только Р и Л нарушены, то за час мы оба с ума сойдём, моторчик заводя. Тут либо рекламные паузы в виде сказок Пушкина и бусин на верёвочке включать, либо сокращать продолжительность занятия. Я чаще иду по второму пути, и с таким ребенком время занятия - полчаса. И оплата соответственно времени .