В Санкт-Петербурге последние несколько лет массово закрашивают граффити, в том числе ставшие своеобразной достопримечательностью. Большинство обращений в одно время поступали с правительственного портал «Наш Санкт-Петербург», иногда от одних и тех же пользователей, но сотрудники управляющих компаний обязаны реагировать на каждую надпись, как и рисунок на стене. Однако, как правило, рисунок заметнее надписи, и закрашивают их чаще и быстрее остального.
Местные жители не раз обращались к правительству и депутатам с просьбой защитить красивые изображения на трансформаторных будках и голых стенах петербургских домов. В 2017 году глава фракции «Единой России» в петербургском Законодательном собрании Александр Тетердинко обратился к тогдашнему губернатору Георгию Полтавченко с письмом об амнистии незаконных граффити. Он уточнил, что граффити могут представлять художественную ценность, не нарушать, а наоборот, органично дополнять архитектурный облик Санкт-Петербурга, но сохранить изображения на стенах зачастую невозможно из-за несовершенства законодательной базы.
Вскоре комитет по законодательству в лице его председателя и депутата ЗакСа Дениса Четырбока представил законопроект о легализации граффити. Там говорится о внесении изменений в закон «О благоустройстве в Санкт-Петербурге». Предлагается, что эскиз рисунка должны будут утверждать в правительстве Петербурга. Смольному предлагается разработать правила размещения элементов уличного искусства и определить форму согласования рисунков на фасадах зданий, ограждениях и заборах. Предположительно, ответственным будет комитет по градостроительству и архитектуре, в котором сейчас, как стало известно FlashNord, категорически против даже согласованного граффити.
В феврале 2019 года петербургские депутаты приняли в первом чтении закон о легализации граффити. В апреле было последнее изменение в деле о законопроекте. Юридическое управление просит уточнить, что такое «граффити» и «муралы», а точнее раскрыть данные понятия, так как в законе «О благоустройстве» данные термины ранее не встречались и «не несут самостоятельной смысловой нагрузки для целей настоящего законопроекта». Помимо этого, уточняется, что согласовывать такие изображения на стенах сооружений, согласно федеральному закону могут муниципалитеты, поэтому регулирование процедуры согласования именно правительством города и комитетом по градостроительству и архитектуре «является спорным».
Кроме того, термины «представители в области искусства», «общественные деятели, направленные общественными организациями в области искусства» требуют уточнения, – сообщается в юридическом заключении.
Как сообщил корреспонденту FlashNord председатель комитета по законодательству, а также член городского парламента Денис Четырбок, который является автором законопроекта, большая часть петербургских художников поддерживает инициативу, однако на встречу не идут в комитете по градостроительству и архитектуре.
Мы провели несколько рабочих групп и услышали мнения разных сторон. Абсолютное большинство художников инициативу поддерживает, но, к сожалению, пока не можем найти взаимопонимания с комитетом по градостроительству и архитектуре. Там позиция такова – никаких граффити в Санкт-Петербурге, – сказал Четырбок корреспонденту FlashNord.
Он добавил, что с такой позицией чиновников он категорически не согласен, поэтому продолжит работу в данном направлении. Четырбок уточнил, что в настоящее время законопроект находится на стадии подготовки ко второму чтению.
Корреспондент FlashNord узнал, как относятся в петербургском мире стрит-арта к законопроекту и поможет ли он установить мир с коммунальщиками.
Арт-группа «Явь»: «Этот законопроект – просто пиар, ничего более»
Представители арт-группы «Явь», которые известны работой «Созидание и вандализм», большими граффити, посвященными Валентине Терешковой, Стивену Хокингу, и другими проектами, считают, что законопроект о легализации граффити ничего нового не установит. Глава арт-группы Анастасия Владычкина, которая отметила, что является также магистром юридических наук НИУ ВШЭ, подчеркивает, что по действующему законодательству и сейчас можно рисовать согласованные уличные работы.
Есть процедура согласования, она всегда была. Согласованием занимается комитет по градостроительству и архитектуре, собственники дома при этом участвуют в выборе эскиза. Главный затык в том, что процедура согласования невероятно сложная, и в Петербурге не существует ни одной работы, которая была бы согласована по ней. Этот законопроект – просто пиар, ничего более, – говорит глава арт-группы «Явь».
Владычкина уточняет, что законопроект представляет собой два абзаца, о введении понятия «уличное искусство» и об обязательстве разработать правила его согласования правительством Санкт-Петербурга. По ее словам, скорее всего, ничего не изменится, а в существующий закон просто добавят словосочетание «уличное искусство».
Олег Лукьянов: «Закон помог бы наладить диалог с городом, с людьми, которые там живут»
В свою очередь петербургский художник Олег Лукьянов, который создал целую галерею из фресок в переулке Радищева, считает, что коммунальщикам нравится уличный стрит-арт, когда это действительно творчество, и по-человечески у них нет никакого желания уничтожать искусство.
Он добавил, что в настоящий момент закрашивать картины в переулке перестали. Лукьянов отметил, что большую проблему представляют не коммунальщики, которые кое-как пытались закрасить фрески, а вандалы, которые портили их топором. Сейчас художник восстанавливает картины.
Закон о легализации стрит-арта помог бы наладить диалог с городом, с людьми, которые там живут. Коммунальные службы закрашивают не по своей инициативе, а только тогда, когда появляется жалоба от особо «ушибленного» горожанина. Вот для чего необходимо узаконивать отношения между художниками и теми, кому не нравится любое творчество, – уточнил Олег Лукьянов.
Помимо граффити новый закон может коснуться художников, которые устанавливают на улицах города арт-объекты. Их работы также чаще всего страдают не от действий коммунальщиков, а от рук прохожих.
Hioshi: «Будет как в Москве – граффити только те, что рисует Мединский»
Петербургский художник Hioshi, который посвящал несколько арт-объектов противостоянию Роскомнадзора и Telegram, сделал инсталляцию «Дела государственные» о взрыве газа в жилом доме Магнитогорска и другие работы, считает, что граффити продолжат рисовать незаконно, так как согласовывать будут лишь рисунки, «мотивирующие» на занятия спортом и учебу.
Будет как в Москве – граффити только про историю, известных личностей или значимые события. То есть можно только то, что обычно рисует Мединский (министр культуры России, – прим. ред.). Там, где Смольный что-то согласовывает или определяет, получается жопа, лучше не будет, кто рисовал без разрешения, те так и продолжат, – сказал Hioshi.
По словам художника, его работы пропадают с улиц вместе с мусором, который на улицы входят убирать дворники.
Ну я же сам вандал, мои работы уничтожают коммунальщики, чтобы навести порядок, вандалам мои работы нравятся, наверное, – добавил он.
Loketski: «Это как принимать закон о бабочках – указывать им, над какими лужайками летать»
Художник Loketski, который известен «Венерой Парнасской» – скульптурой Венеры, у которой вместо головы камера наблюдения, считает, что стрит-арт по определению – явление нелегальное и, как следствие, недолговечное.
Это своего рода «правила игры». Если ты ни с кем не согласовываешь свое творчество, размещая в публичном пространстве, ты должен быть готов к тому, что оно скоро исчезнет. Я готов. Меня это нисколько не смущает и тем более не останавливает, – сказал Loketski.
По словам художника, закон о легализации граффити – это все равно, что принимать закон о бабочках – указывать им, какого они должны быть цвета, размера, над какими лужайками им можно летать, а над какими – нет.
Как думаете, какое дело бабочкам до такого закона?! В основе стрит-арта лежит своеобразная анархия улицы. Свобода самовыражения. И свобода закрашивать чужое самовыражение – тоже часть этого, – уточняет художник.
Решится ли проблема уничтожения стрит-арта и попадут ли под действие закона уже существующие рисунки, покажет только время, если законопроект будет принят в последнем чтении.
Источник: FlashNord