В данной статье хочу рассказать про, то, что всем известно, любят и взрослые и дети, мировой рынок оценивается в 8,8млрд долл. - это мёд.
Тема подойдет как новичкам, так и опытным предпринимателям, есть куда раскрутится.
Был момент, 2016 год, я оказался у разбитого корыта, с большим долгом и не знал с чего начать, что взять с минимальных позиций и мне на глаза попался мёд, который привозил один знакомый к нам в город.
Вложения были минимальные, только на тару(банки и тд). Тк я маркетолог и понимая что рынок конкурентный, взялся за упаковку, сделали самый простой дизайн, и начал продавать через знакомых, небольшие магазины, так я заработал свои первые 5к за неделю.
Увидел подводные камни, такие как формат фасовки, выбор тары- стекло или пластик, места размещения, качество мёда, а также документы на него и сертификация продукта и самое главное понял, что сезонности в данном товаре нет.
Создал группу в вк, раскручивал через конкурсы, народ активно на них реагировал, даже не подумал бы, что из-за банки мёда будут делать репосты и оставлять комменты. Так же покупал рекламу в местных сообществах.татистика подобных конкурсов
Также тестировал инстаграм(таргетинг), акцент делал на крем-мёд, в праздники активность была, некоторые покупали по 5-20 банок.
Были ошибки, изначально попытки вложить в хорошую витрину вышли мне в минус 200к затрат( дизайн+ изготовление островка, аренда в крупном ТЦ), в итоге все закрыл и уже спустя 8 месяцев начал заново, поэтапно заходить по минимальным бюджетам и через обычные рынки.
Сейчас есть 3 рабочие точки на рынках, доход 80к, и это через 3 месяца после перезапуска, планирую еще 3 точки, из них 1 в крупном ТЦ, все систематизирую, перевожу в белую, ИП, безнал, Мойсклад.
Вложения:
- Аренда – 15000р (на рынках есть посуточная аренда, поэтому платил ежедневно с продаж)
2. Оборудование – 5000р (собиралось, красилось своими силами)
3. Персонал – первую неделю выходил сам, активно продавал, считал проходимость, работал с возражениями, далее начал искать через знакомых, дополнительно повесил объявление на точке, оно стало самым результативным.
4. Товар – договорился на отсрочку с поставщиками, в основном мёд, но не все получилось, дополнительно на товар потратил 8000р
5. Реклама – сделал конкурс в вк, разыграл мёд, охват поста -5к- затраты 500р
6. Этикетки, баннер, дизайн – печатал у местных, на все про все ушло – 5000р
Персонал
Очень важная деталь данного бизнеса на начальном этапе – продавец, пришлось перебирать, порядка 20 человек, после чего начали находится хорошие, уже с навыками, но продолжаю этот перебор. Основной поток с объявления на торговой точке.
Очень важно общаться с персоналом, тк с ними тоже необходимо проводить «работу с возражениями», что порой у них только не
возникает в голове – «сейчас не сезон», «пенсию не получили», «денег нет» и прочее, пообщался и смотришь, как человек либо меняется либо меняешь его.
Доход
Самая проходимая точка – 2500-3500р/день –
Минималка с только что открывшейся -250-400р/день. День недели не важен, сезонности нет.
3 фактора решают:
- Локация
2. Ассортимент
3. Продавец
На 1 рынке располагаются еще 2 конкурента, так же присутствуют уличные торговцы.
Мёд покупается любой, главное уверить человека в качестве и дать ему попробовать, для этого мы проводим дегустации.
Бабушки берут 3х литровками, «молодые» меньшими объемами.
Часто спрашивают вкусы, которых у нас нет, например акациевый мёд, сейчас основная задача, расширение ассортимента.
Привлекает покупателей упаковка, продавец, который здоровается.
Скажу так, конечно такое дело нужно любить, реальный земной бизнес, тут много нюансов, фасовка, поставщики, сбыт, продавцы, но дело увлекательное, мне оно нравится, тк это натуральный продукт, есть место для творчества и огромный рынок сбыта кроме России, отправлял мёд даже в Китай, Европу и Америку.