Найти в Дзене
Окно в Россию

Можно ли считать Россию европейской страной?

Оглавление

Географически большинство россиян живет в Европе. Но вот являемся ли европейцами по существу?

ОЛЕГ ЕГОРОВ  

Legion Media
Legion Media

Можно ли считать Россию частью Европы? Самим существованием этого вопроса мы обязаны Петру Великому. До того, как он решил превратить патриархальную Россию в европейскую империю, наши предки были в основном озабочены строго российскими делами: сражались с поляками и татарами, осваивали Сибирь или резали друг друга из-за реформ патриарха Никона. 

Но стоило только России повернуться в сторону Запада, начались бесконечные дискуссии – относится ли наша страна к Европе, можно ли назвать ее европейской? Или мы должны считать себя отдельной цивилизацией с собственным путем развития, слишком большой и уникальной, чтобы Запад ее вместил? 

Западники против славянофилов

Ф.М. Достоевский был последовательным славянофилом. (с) Sputnik
Ф.М. Достоевский был последовательным славянофилом. (с) Sputnik

Этот спор ведётся довольно долго и не думает прекращаться. Еще в XIX веке среди русской интеллигенции существовали две школы мысли: западники и славянофилы, которые выступали, соответственно, за европейский путь развития или опору на исконно русский дух.

Западники считали, что европейская цивилизация – локомотив развития и прогресса для всего мира, как в техническом, так и в интеллектуальном отношении, поэтому России предпочтительнее следовать европейской модели с ее частным капиталом и растущим вниманием к правам человека. «Народы Европы имеют общее лицо, семейное сходство <…> Это мысли о долге, справедливости, праве, порядке <…> Вот она, атмосфера Запада, это нечто большее, чем история или психология, это физиология европейского человека», – писал западник Петр Чаадаев. 

Славянофилы, в свою очередь, верили, что у России свой путь в мировой истории и нет необходимости копировать западные идеи и изобретения. Не Россия должна учиться у Европы, а наоборот, западная цивилизация, которая оставила Бога и мораль, должна учиться у христианской России. «Мы тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная и наша задача – создать свою новую форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей, взятую из народного духа и из народных начал», – утверждал преданный славянофил Федор Достоевский.  

Эта дискуссия началась в XIX веке, но продолжается, несмотря на 70-летнюю паузу времен СССР (советская власть с ее догматическим марксизмом не жаловала ни западников, ни славянофилов), до сих пор. Аргументы сторон совершенно не изменились: часть российского общества по-прежнему считает, что мы европейцы и должны следовать их примеру, в то время как другая часть осуждает Европу за ее лицемерие и считает Россию отдельной цивилизацией. 

Но прежде чем спорить о европейской принадлежности России, было бы неплохо понять – что такое Европа сама по себе?

Европа как концепция 

Штаб-квартира Европейского Союза в Брюсселе. (с)Reuters
Штаб-квартира Европейского Союза в Брюсселе. (с)Reuters

Этот вопрос сложнее, чем кажется. Даже географические границы Европы трудно определить: континент называется Евразией, и географически вся Западная Европа - это лишь огромный полуостров в его западной части. Точные границы между Европой и Азией остаются предметом разногласий: понятно, что они проходят по Уралу, но где именно, все еще спорят. 

О том, как размыто определение Европы как культурной общности, и говорить нечего: даже сейчас, на пике глобализации, Норвегия, Эстония и Португалия остаются отдельными и очень непохожими культурами, у валлийцев иные проблемы и стремления, чем у словенцев и так далее. Что же объединяет европейцев? 

На мой взгляд, существует три аспекта, определяющие принадлежность той или иной нации к Европе: 

1) География. Самый очевидный критерий. Если не вдаваясь в тонкости, большинство ученых сходится в одном: все, что находится к западу от Урала, – это Европа, так что хотя бы здесь спорить не о чем. 

2) История и культура. Все страны Европы были так или иначе затронуты двумя явлениями. Во-первых, это наследие Римской империи. Латинская культура, которую распространяли римские завоеватели, в той или иной степени повлияла на всю Европу. Во-вторых, христианство: зародилась эта религия на Ближнем Востоке, но окрепла и стала мировым феноменом именно на европейском континенте. 

Конечно, не каждая европейская страна является христианской, равно как и не над всеми европейскими странами веяло римское знамя. Но именно смесь античности, унаследованной от Рима и христианства, пришедшего с Ближнего Востока, сделала европейскую культуру такой, какая она есть; 

3) Политика. После того, как мир сотрясли две разрушительные мировые войны, которые начались в Европе, европейцы постепенно пришли к пониманию, что пережили достаточно конфликтов, и решили выработать устраивающую всех форму объединения, которая поможет избегать их в будущем. Сейчас в Европе функционирует (хотя и с большими трудностями) Европейский союз, и большинство европейских государств, 28 из 43, входят в его структуру, и, соответственно, должны разделять его ценности.

Согласно Уставу ЕС, они таковы: «Уважение человеческого достоинства и его прав, свобода, демократия, равенство и верховенства закона». Это вовсе не означает, что все они соблюдаются, но, по крайней мере, это то, к чему следует стремиться. Кроме того, государства ЕС стараются вырабатывать более или менее общую точку зрения на внешнюю политику. 

А как быть с Россией?   

Владимир Путин на встрече с председателем Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером. (c) Sputnik
Владимир Путин на встрече с председателем Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером. (c) Sputnik

Итак, давайте возьмем три выделенных мной критерия «европейскости» (если считаете, что список неполный – не стесняйтесь предлагать свои собственные в комментариях) и проверим, насколько они применимы к России. 

Географически – стопроцентное «да». 77 процентов населения России проживает в ее европейской части, к западу от Урала, так что географически Россия – страна безусловно европейская. Хотя и с огромной азиатской частью. 

Исторически и культурно – скорее да, чем нет. Россия унаследовала христианство (в его православном варианте), от Византии, которая, в свою очередь, была частью Римской империи. Конечно, в определенный период русские с нашей дальневосточной географией воспринимались европейцами, особенно не слишком образованными, как экзотические мифические существа вроде кентавров, но благодаря Петру I с XVIII века мы стали обычной европейской страной с обычным для европейской страны досугом: участием в бесконечных войнах и принятием радикальных идеологий (спасибо европейцу Карлу Марксу!). 

«Запад и Восток видят в нас филиал западной культуры. Наши отличия от любой другой западной страны, как и отклонения от усредненной, сводной идеи Запада, – очень существенны, однако ненамного больше различий между Финляндией и Португалией, Венгрией и Ирландией, Кипром и Польшей», – писал в 2014 году журналист Александр Баунов. Действительно, как бы ни отличалась Европа от России, россиянам она куда ближе, чем арабская, китайская, индийская или любая другая цивилизация Востока. 

Политически – вот здесь придется сказать твердое «нет». Хотя ни один российский политик не скажет, что имеет что-то против европейских ценностей «человеческого достоинства и прав человека, свободы, демократии, равенства и верховенства закона» (времена уже не те, чтобы открыто ругать гуманизм), у Москвы и Брюсселя явно разные мнения насчет того, как воплощать эти высокие идеалы в жизнь. И сегодня создание «объединенной Европы от Лиссабона до Владивостока», с моей точки зрения, выглядит очень долгосрочной целью. Настолько долгосрочной, что все мы вряд ли доживем.

В конечном счете 

Мне кажется, что Россия все же является частью европейской цивилизации, правда, видят в Европе ее довольно своеобразно. Представьте себе большую семью: родители, братья, сестры, которые все вместе живут в огромной квартире. А по соседству живет дядюшка, с которым все общаются не так много, считают его непредсказуемым, поговаривают о его проблемах с алкоголем и предпочитают, чтобы дети с ним лишний раз не играли. В этой аналогии большая семья – это Европа, а дядюшка, который вроде как и член семьи, но немного странный… да, это мы. Дядюшку вроде бы и любят, но предпочитают держать на расстоянии и немного побаиваются. 

Кто в этом виноват? Как это часто бывает в спорах, все понемногу: свои претензии друг к другу есть у России, и у Европы (в чьей «квартире» хватает своих проблем). Но, поскольку живут все все равно слишком близко, чтобы драться и швыряться посудой, приходится находить общий язык. Другого выхода нет.   

Подписывайтесь на наш канал и смотрите нарративы и видео zen.yandex.ru/rusbeyond