Найти в Дзене
Aslan Antonov

VLOG: 24-часовой музыкальный марафон в Саратове; утренние, дневные и вечерние концерты

Консерватория в Саратове отметила свой день рождения (107 лет) суточным марафоном 20-21 октября. 24 часа музыки в режиме нон-стоп. Не электронной на открытом воздухе в какой-нибудь долине, а классической! Мне стало крайне интересно, как это воспримется живьём и я отправился туда 21 числа, в 4:30 утра. Когда сдавал куртку в гардероб, сотрудница поинтересовалась, не являюсь ли я суеверным человеком и можно ли мне выдать номерок "13", так как он был свободен! Такое со мной было впервые. Может, это ночь подействовала на неё?.. Тем временем, в зале играл пианист Игорь Виноградов. В полной темноте; лишь лаконичная светодиодная подсветка освещала клавиатуру и пространство рядом. Рядом с консерваторией находится стадион. Часто бывает так, что во время дневных и вечерних концертов - особенно в зимнее время, когда для всех желающих работает каток - на стадионе включают поп-музыку. И звук из мощных колонок валит прямо в Большой зал и перекрывает звучание хрупких классических инструментов. В это

Консерватория в Саратове отметила свой день рождения (107 лет) суточным марафоном 20-21 октября. 24 часа музыки в режиме нон-стоп. Не электронной на открытом воздухе в какой-нибудь долине, а классической! Мне стало крайне интересно, как это воспримется живьём и я отправился туда 21 числа, в 4:30 утра.

Когда сдавал куртку в гардероб, сотрудница поинтересовалась, не являюсь ли я суеверным человеком и можно ли мне выдать номерок "13", так как он был свободен! Такое со мной было впервые. Может, это ночь подействовала на неё?.. Тем временем, в зале играл пианист Игорь Виноградов. В полной темноте; лишь лаконичная светодиодная подсветка освещала клавиатуру и пространство рядом.

Фото: Анастасия Белова
Фото: Анастасия Белова

Рядом с консерваторией находится стадион. Часто бывает так, что во время дневных и вечерних концертов - особенно в зимнее время, когда для всех желающих работает каток - на стадионе включают поп-музыку. И звук из мощных колонок валит прямо в Большой зал и перекрывает звучание хрупких классических инструментов. В этот же раз, учитывая что на улице ночь, в зале воцарилась абсолютная тишина и получилось полностью погрузится в фортепианную музыку.

Орган ночью... Фото: Анастасия Белова
Орган ночью... Фото: Анастасия Белова
Фото: Анастасия Белова
Фото: Анастасия Белова

Театр новой музыки в очередной раз представил произведения молодых композиторов из разных городов и стран. Например, "Три монолога для флейты соло" (композитор - Браха Бдиль из Израиля) или "Дом" для скрипки, контрабаса и фортепиано (композитор - Вера Костерина из Нижнего Новгорода). Коллектив саратовского Театра новой музыки стоит особо отметить в связи с поддержкой молодых композиторских имён; по мере своих ресурсов они оживляют современные нотные тексты на сцене. Слушатели узнают новое; это большая работа.

Ансамбль ударных инструментов "Crash-band". Фото: Анастасия Белова
Ансамбль ударных инструментов "Crash-band". Фото: Анастасия Белова

"Drum & bass performance". Так обозначил своё выступление ансамбль ударных инструментов Crash-band. "Драм-энд-бейс" в консерватории, да ещё и час без остановки?! Всё так и было. НО! Под "ДнБ" подразумевался не жанр электроники, к которому привыкло ухо, а "ударные и бас" не электронными средствами (без усилителей и колонок). Только живая медитация в 6:30 утра, с рельефной динамической музыкальной тканью. К середине выступления они смогли достигнуть эффекта электронного "ДнБ", что впечатлило.

Фото: Медиапространство "Медиа ТОН" Саратовской консерватории
Фото: Медиапространство "Медиа ТОН" Саратовской консерватории

Мой сёрфинг по волнам музыкального марафона продолжился в 13:30. Один за другим прошли концерты педагогов кафедры специального фортепиано и камерного оркестра под управлением С. Нестерова. Звучал Concerto grosso №6 Альфреда Шнитке. Мощь!! Так же, как и следующий концерт народного хора, где пелись песни Ульяновской, Саратовской, Волгоградской, Брянской и Белгородской областей и Краснодарского края.

Михаил Мясников. Фото: Медиапространство "Медиа ТОН" Саратовской консерватории
Михаил Мясников. Фото: Медиапространство "Медиа ТОН" Саратовской консерватории

В 1 отделении завершающего концерта играл студенческий симфонический оркестр консерватории под управлением Михаила Мясникова. Впечатления: искусство этого молодого дирижёра прогрессирует. В сравнении с прошлым годом нынешнее выступление - это выход на новый уровень взаимопонимания с коллективом на сцене. Так и должно быть.

-7

Суперэпичный финал марафона - это союз народного хора и консерваторского оркестра русских народных инструментов под управлением К. Ершова. Было так: "!!!!!!!!!!!!!"

Я ещё помню те времена, когда в Саратове была жива вся плеяда прекрасных пианистов, среди которых: Анатолий Катц, Лев Шугом, Анатолий Скрипай, Натан Бендицкий. Это было около 20 лет назад. Золотые времена для публики. Пианисты давали как совместные концерты, так и сольные. И залы переполнялись; эмоции зашкаливали. Из того поколения не так много осталось сегодня. Например, Альберт Тараканов и Сергей Вартанов продолжают концертную деятельность.

К чему я это вспомнил? Да к тому, что прошедший марафон вернул мне то золотое время, когда высокое искусство шло вразрез с постепенно "угасающей радостью жизни".

Текст и видео: Аслан Антонов

Фото: Анастасия Белова (Instagram: borntofotochki), Медиапространство "Медиа ТОН" Саратовской консерватории (Instagram: media_ton)