История кино знает не так много актеров, которые бы прочно ассоциировались с фильмами ужасов. Борис Карлофф, Бела Лугоши, Лон Чейни-младший, Кристофер Ли... и несомненно Винсент Прайс. Последний пришел в кино позже, чем Карлофф и Лугоши, но раньше Кристофера Ли, заняв весьма специфическую нишу. Когда на роль требовались порочные аристократы, безумные ученые, мегаломаньяки или просто маньяки, приглашали именно Прайса. Более того, в любом фильме, где бы он не появился, Прайс играл не просто с огоньком, а чрезмерно, с какой-то театральной избыточностью, что самое интересное эта чрезмерность не убивала фильм, а, напротив, подчеркивала несерьезность происходящего, благодаря чему фильмы с участием Прайса выглядят не страшными, а теплыми и ламповыми, хотя и не лишенными жути.
15 фильмов с участием Прайса, стоящие внимания
Башня смерти (Tower of London), 1939, режиссер - Роулэнд Ли
Вольная экранизация шекспировского "Ричарда III", решенная в формате прямолинейного фильма ужасов. Прайс исполняет первую большую роль в своей карьере, герцога Кларенса.
Лора (Laura), 1944, режиссер - Отто Преминджер
Великий нуар, в котором актер исполняет роль порочного и избалованного светского плейбоя, ставшего одним из подозреваемых в убийстве титульной героини.
Аризонский барон (The Baron of Arizona), 1950, режиссер - Сэмюэль Фуллер
Мой личный фаворит среди всех фильмов Прайса, в котором последний играет роль гениального афериста, разработавшего и осуществившего 20-летний план по рейдеровскому захвату штата Аризона у США.
Музей восковых фигур (House of Wax), 1953, режиссер - Андре Де Тот
Один из кассовых чемпионов Голливуда своего времени, о котором сейчас почти никто не помнит. Прайс изображает обезображенного ученого-маньяка, владеющего музеем восковых фигур. Если присмотреться к последним, можно обнаружить, что они не такие уж восковые.
Муха (The Fly), 1958, режиссер - Курт Нойманн
Классический фильм ужасов, породивший в 1986 году ремейк с Джеффом Голдблюмом. Роль ученого, случайно обменявшегося ДНК с мухой играет Дэвид Хедисон, Прайсу досталась роль его коллеги.
Дом ночных призраков (House on Haunted Hill), 1959, режиссер - Уильям Касл
Фильм мастера низкобюджетных ужастиков Уильма Касла, который в 1999 году подвергся ремейкизации. Винсент Прайс играет ту же роль, что и Джеффри Раш 40 лет спустя: развращенного миллионера-декадента, устроившего для группы случайных людей ночевку в доме с привидениями. В отличие от ремейка, мистики в оригинале практически нет. Да, это спойлер
Дом Ашеров (House of Usher), 1960, режиссер - Роджер Корман
Когда в начале 60-х великий Роджер Корман увлекся творчеством Эдгара Аллана По, он очень кстати встретил Винсента Прайса, в сотрудничестве с которым изготовил целую серию недорогих, но эффектных ужастиков, которые несмотря на бэшность почему-то время от времени тянет пересматривать. Да, в этом фильме Прайс играет лорда Ашера.
Властелин мира (Master of the World), 1961, режиссер - Уильям Уитни
Экранизация романа Жюля Верна "Робур-завоеватель", где в роли безумного ученого-завоевателя Робура в очередной раз блеснул Винсент Прайс. Если бы в Голливуде 60-х внезапно решили экранизировать "Гиперболоид инженера Гарина", Прайс был бы идеальным кандидатом на роль Гарина.
Исповедь любителя опиума (Confessions of an Opium Eater), 1962, режиссер - Альберт Загсмит
Скромный Hidden Gem (отличное кино, о котором мало кто в курсе), который из кинокритиков оценил один, кажется, Джонатан Розенбаум. Прайс исполняет неожиданную для себя положительную роль находящегося в опиумном дурмане искателя приключений, расследующего странные вещи происходящие в чайнатауне Сан-Франциско 19 века. Странное, но очень обаятельное кино.
Башня смерти (Tower of London), 1962, режиссер - Роджер Корман
Винсент возвращается к Шекспиру в ремейке фильма 1939 года, но на этот раз играет непосредственно страшного и ужасного Ричарда III.
Заколдованный замок (The Haunted Palace), 1963, режиссер - Роджер Корман
Корман внезапно "изменяет" Эдгару Аллану с Говардом Филлипсом. Прайс играет две роли: давно умершего колдуна и его потомка, приехавшего в Аркхэм, чтобы унаследовать замок предка. Последний незамедлительно начинает вселяться в тело потомка. Достойная, но ироничная экранизация Лавкрафта: чего стоит хотя бы признание колдуна: мы точно не знаем, что именно мы призываем (Йог-Сотота, Дагона, Азазота), но мы это призовем.
Последний человек на Земле (The Last Man on Earth), 1964, режиссеры - Убальдо Рагона, Сидней Сэлкоу
В 2007 году Уилл Смит бегал по опустевшим улицам Нью-Йорка отстреливая зомбовампиров в фильме "Я - легенда". В 1964 ровно тем же занимался Винсент Прайс, но делал он это с гораздо большим достоинством, артистизмом и аристократизмом.
Великий инквизитор (Witchfinder General), 1968, режиссер - Майкл Ривз
Ренессанс Прайса, перекочевавшего из наивных фильмов ужасов 50-х и 60-х в хоррор нового поколения: мясной и жестокий. Актёр исполняет роль кровожадного и порочного охотника на ведьм (инквизиция здесь вообще не причём, переводчики с матчастью в очередной раз сильно начудили) в кромвелевской Англии.
Ужасный доктор Файбс (The Abominable Dr. Phibes), 1972, режиссер - Роберт Фуэст
Еще один британский хоррор о гениальном ученом, вернувшемся из мёртвых и мстящем за смерть сына с помощью до абсурда изощренных способов умертвления, имитирующих библейские "Семь казней египетских". Вторая часть "Возвращение доктора Файбса" уже чистая комедия.
Театр крови (Theater of Blood), 1973, режиссер - Дуглас Хикокс
Почти ремейк "доктора Файбса". Прайс исполняет роль театрального актера, склонного к переигрыванию (почти автобиографическая роль), которого так затравили критики, что он покончил с собой, но через год критики начинают умирать смертями, заимствованными из пьес Шекспира.