Найти в Дзене
ИНОЙ ПАРАЗИТ

Всего один экипаж за 20 вылетов отснял площадь в 625 км²

Оглавление
Фото: крах третьего рейха.
Фото: крах третьего рейха.

Надо знать где враг

После нападения на СССР, фашисткой Германии, советская авиация потеряла много самолётов в первые месяцы войны, что касается самолётов разведчиков, то тут конечно же, они пострадали больше всего, в процентном соотношении, разведывательная авиация РККА, потеряла 80% самолётов-разведчиков. На начало великой отечественной войны, Красная Армия имела в своём составе устаревшие самолёты-разведчики: СБ, Р-5, P-Z и также в воздушные войска поступили поступило небольшое количество Як-2 и Як-4.

Вообще, во времена великой отечественной, воздушная разведка была крайне, неудовлетворительной. Пока самолёт долетит до цели, сделает фото, потом вернётся обратно, фото проявят и посмотрят где находиться враг, согласитесь, что это очень долго и неэффективно? Так-так враг, может за это время поменять дислокацию, но, на то время, это был наиболее эффективный способ. Конечно и армии были большие, что даже за пару часов их быстро не перебросишь на другой участок. Это сейчас в войнах не используют такое большое количество войск, а применяют небольшие мобильные группы, которые сложно отследить, даже имея в арсенале, все возможные самые современны методы разведки в реальном времени.

Претендент

Конечно, на роль разведывательного самолёта, необходим был действующий экземпляр, с хорошей скоростью, защищённостью, оборонительным вооружением, высоким потолком полёта и конечно же большой дальностью действия. Для этой роли хорошо подошёл Пе-2, в нём все эти качества сочетались, к тому же, он имел два двигателя, ведь в то время, у врага имелись именно такие самолёты разведчики. Это Фокке-Фульф FW 189 и Блом и Фосс BV 141.

Для ускоренной поставки разведчика в ВВС КА - Красной Армии, в спешном порядке, были переоборудованы серийные "пешки". На них были установлены штатные фотоаппараты АФА-Б. Первые образцы, снабжённые фотооборудованием АФА-1, с подвесными баками были "пешки", построенные в июле 1941, как опытные экземпляры на заводах №3/25 и 12/27. В то же время были переоборудованы ещё четыре Пе-2, в разведчики, в бомбовые отсеки которых, поставили аэрофотоаппаратов.

После опытных испытаний, которые прошли все экземпляры, решено было начать производство серийных Пе-2Р - разведывательный. Уже с августа 1941 года на заводе №22, стали выпускать на параллельной линии Пе-2Р. Количество которых достигало в среднем ежемесячно 15-20 ед., в процентном соотношении это 7-10% от общего числа построенных. Примерное количество построенных Пе-2Р, составляло около 500-600 машин, в веду того, что их по попросту не считали.

Разные серии и версии

Все разведывательные "пешки", произведённые непосредственно на заводах, имели отличные характеристики, а порой даже превосходили заводские бомбардировщики по скорости и дальности полёта. Те же Пе-2, которые переделывали непосредственно на аэродромах в полевых условиях, имели дополнительные фотоаппараты, и на них устанавливались моторы М-105РА. Ещё из немногочисленных изменений, был демонтаж тормозных решёток.

Конечно, был период, когда на заводах был дефицит листового алюминия, таким образом, скорость разведчика произведённого заводом 5/129, упала до 492 км/ч на высоте 4700 м. Такие испытания были проведены заводом НИИ ВВС, в 1942 году.

Увеличивали радиус действия за счёт подвесных баков. Такие баки производили из застывшего раствора сульфатной крафт-целлюлозы, промазанной казеиновым клеем, получается что они являлись бумажными. Для прочности в баках делали фанерные перегородки. В такие баки можно было заправить 335 литров, но в реальности в них заправляли только 290 л. После израсходования топлива, баки сбрасывались. Был конечно и минус в данной подвесной системе дополнительного топлива, который заключался в потере лётных характеристик, в частности это снижение скорости на 30-35 км/ч, да и максимальный потолок снижался на 300-400 м. Зато радиус действия увеличивался с 450 км до 625-650 км.

Ещё в конструкцию разведчика, входило оборудование для облегчения пилотирования и ориентирования на местности. Так был установлен автомат курса – АК-1 – прибор, стабилизирующий самолёт относительно вертикальной оси путём воздействия на руль поворота. Данный прибор, мог выдерживать курс с точностью 1-2º. Ещё в период 1941-1942 годы, только на разведчиках ставили радиополукомпасы РПК-1. Конечно, на фронте в полевых условиях могли переделывать радиоборудование, которое позволяло всем членам экипажа общаться с помощью СПУ по радиотелефонной связи, таким образом, в то время, можно было вести разведку в реальном времени.

Ночной разведчик

В начальных версиях разведчика Пе-2 по мимо обычной фотокамеры АФА-Б, монтировали в бомбоотсеке два больших фотоаппарата АФА-1, которые имели два типа объективов - с фокусным расстоянием в 30-50 см. После установки дополнительного фото-оборудования вносились изменения в створки бомбоотсека, в которых прорезались отверстия, для объективов. Фотосъёмку с помощью АФА-1 делал штурман. Ещё более интересное оборудование применялось для ночной съёмки. Вместо камер АФА-Б, устанавливали фотокамеру для ночной съёмки НАФА-1. Для этого использовался затвор аппарата, который срабатывал по сигналу фотоэлемента и фиксировал вспышку бомбы ФОТАБ, находился в задней части самолёта, за прозрачным лючком. Максимальное число подвешиваемых фотобомб, было 6-8 штук ФОТАБ-50-35.

Пе-3Р или Пе-3Ф

Данная модификация была предпочтительней у экипажей разведчиков, так как данный тяжёлый истребитель имел, большую дальность полёта и был вооружён пушками. Фотооборудование в Пе-3Р размещалось не в бомбоотсеке, а в хвостовой части фюзеляжа.

Боевое применение

Пе-2Р внесли большой вклад в победу над фашизмом. Перед началом контрнаступления под Сталинградом, нашими разведчиками был предоставлен большой фото отчёт, в котором схематично было отмечено несколько тысяч вражеских объектов – пулемётные точки, дзоты, доты, миномётные и артиллерийские позиции, танки и окопы. Ещё один большой вклад внёс экипаж майора П. Гаврилова из – 99-го ОРАП, который за десять дней до начала Курской битвы сделал 20 самолётовылетов и отснял площадь в 625 км².

Итоги

За всё время войны, экипажи Пе-2 всех модификаций, внесли свой личный вклад в победу над фашизмом. "Пешки" служили до конца Великой Отечественной войны, которые сразу же заменили на более лучший по характеристикам Ту-2 и его остальные модификации, включая Ту-2Р -разведывательный.

Читайте также интересные исторические статьи на моём канале:

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Спасибо, что дочитали эту историческую статью. Удачи Вам!