Жил-был кузнец. Каждый день он проводил за наковальней: выковывал подковы и другие разные вещи. Делал свою обычную работу. И в его жизни не происходило ничего особенного.
Но вот стал замечать кузнец, что будто кто-то ему помогает. Как-то раз, кузнец вытащил из печи подковы, украшенные драгоценными камнями. Кузнец изумился тому, что увидел, ведь в его кузнице никогда не бывало столь большого богатства. И откуда в печи могли взяться драгоценности.
«Не иначе, как бес меня попутал!», - подумал кузнец. Но решил такие красивые подковы отвести на ярмарку и продать. Все, кто были на ярмарке, нахваливали работу кузнеца. И подковы купили за очень высокую цену. Счастливый кузнец вернулся домой. Люди, прослышав об искусном мастере, стали приходить к нему из окрестных селений. Все стало в жизни кузнеца благополучно.
Однажды вечером, кузнец заметил в печи в дыму и пепле сидящего беса. Мастер остолбенел от ужаса, но произнес:
- А ты что тут делаешь?
- Вот пришел посмотреть, как ты живешь. Ведь это я устроил твое благополучие и дал тебе драгоценные камни. Не смог я долго таиться от твоих глаз. Тщеславие меня заело. Хочешь и дальше стану тебе помогать? Ты станешь богатым, счастливым. Я тебе сделаю купцом, а потом и дворянином. Для меня нет ничего невозможного. Я все устрою, как надо.
- Не даром говорят, что кузнец родня нечистой силе! Но ты ведь бес. И ничего за даром делать не станешь. Ты попросишь взамен мою душу. А она для меня дороже всякого богатства. Душа бессмертна. Пусть я лучше не стану богатым, но не буду тебе служить, бес.
С этими словами кузнец перекрестил устье печи. Нечистая сила вмиг исчезла оттуда. «А ведь бес от меня теперь не отстанет», - подумал кузнец, - «так и будет пытаться меня богатством прельстить». Он запер кузницу и зашагал домой. А на следующее утро решил наняться грузчиком на речную баржу. Кузнец был физически сильный и крепкий. Он никогда не пожалел о том, что переменил свою жизнь. А когда на реке поднимались сильные волны, он вспоминал, как бес пытался его соблазнить богатством. И делал крестное знамение над рекой. И она вмиг успокаивалась.