Если мы возьмем наиболее известных деятелей большевиков времен Гражданской войны, то кадровых военных среди них почти не найдем. Да, были многочисленные «военспецы», но они, как правило, к политике не имели никакого отношения.
Совсем иная ситуация у противников советской власти. Говоря о белом движении, сразу вспоминаются имена военачальников, которые проявили себя еще в царской России: Врангель, Деникин, Корнилов, Юденич и так далее.
Тоже самое можно сказать о рядовой массе белых. Офицеры играли там весьма важную роль, порой выступая в качестве рядовых бойцов Гражданской войны. Но даже если убрать ударные офицерские отряды и контрреволюционные организации, бесспорно то, что вся белогвардейская движуха во многом и держалась на офицерах.
Как так вышло? На этот вопрос по-своему и весьма интересно ответил генерал-лейтенант В. Г. Болдырев. Он был довольно значимой фигурой на востоке России, особенно в 1918 году, когда фактически руководил войсками антибольшевистской Директории.
После Гражданской войны остался на родине, где и написал в 1925 году мемуары. В них он писал о Колчаке, дележе власти, интервентах, причинах поражения белых.
Интересно его мнение и о антибольшевистском движении в целом. Оно, естественно, было многослойным.
О «народниках» (эсерах и меньшевиках) Болдырев говорил, что те являются слишком дезорганизованной силой, которая не смогла увлечь за собой массы и проиграла борьбу большевикам еще в октябре 1917 года. Храбрые в борьбе с царизмом, эти левые оказались после краха монархии оторванными от чаяний широких слоев населения.
Либеральная интеллигенция, по мнению В. Г. Болдырева, «еще менее была способна к организованному действию». Буржуазия и чиновники старой России считали, что Гражданская война — дело профессиональных военных.
Поэтому «на безрыбье» главными лицами белой политики по факту стали бывшие царские генералы и офицеры. А также флотский военачальник А. В. Колчак.
Но была и иная, не менее весомая причина. Огромная масса офицеров оказалась «выброшенной за борт». Военные царской России пострадали как морально (отмена погон и чинов, позорный Брестский мир, крушение идеалов и традиций), так и материально. Царская армия фактически исчезла, офицеры оказались не у дел.
По инерции они тянулись к знакомым еще до Революций именам. Любовь же к порядку толкала их если не на монархические, то хотя бы на умеренно-диктаторские позиции: войну демократическими разговорами не выиграть.
Интересное мнение. Пожалуй, имеет право на существование...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.
У меня есть и еще один канал, посвященный кино и сериалам.