Американский фанк пришел в Африку вместе с Джеймсом Брауном, чтобы попасть на благоприятную почву из местных ритмов и жанров и расцвести диковинным цветком. Афробит распространился практически по всему континенту. К сожалению, публика в других концах света мало знает об африканском фанке. Но записи многих команд из Нигерии, Ганы, Кении, Буркина-Фасо активно переиздаются в наши дни. Предлагаю совершить виртуальное путешествие в Африку 1970-х, где музыка служила поводом для веселья, способом протеста и манифестом духовного освобождения.
The Funkees. Dancing Time (1972)
Группа The Funkees возникла в качестве армейского бэнда после гражданской войны в Нигерии. В ответ на мрак недавно завершившегося конфликта музыканты записывали весьма позитивную музыку в формате танцевального афро-рока с текстами на языке игбо. The Funkees переехали в Лондон в 1973 году и быстро завоевали известность на местной музыкальной сцене, но распались четыре года спустя.
Mamo Lagbema. Love, Music And Dance
Буркина-Фасо находится в Сахеле - на суровой и засушливой территории, которая охватывает юг Сахары, простираясь от Дакара на западе до Джибути на востоке. Сырой саунд Буркина-Фасо впитал афро-фанк, традиционные исламские ритмы, гитарные приемы из Мали и Гвинеи. Герой фанка Мамо Лагбема представляет витальный трек, прославляющий музыку, танец и любовь.
Matata. I Feel Funky (1974)
Кенийская команда Matata - фанк-машина в 10 человек из Найроби, основанная в 1963 году. Оба своих альбома группа записала в Лондоне в начале 1970-х. Музыкантам из Африки удалось взять штурмом лондонские ночные клубы, в которой царили гиганты соула и джаза. Слово "matata" в переводе с суахили означает "проблема". Как вы лодку назовете, так она и поплывет! Из-за внутренних разногласий Matata распались к 1975 году.
Fela And Africa 70. Zombie (1976)
Бунтарь из Лагоса, Фела Кути, собственно, и создал афробит - гремучую смесь из джаза, фанка Джеймса Брауна, западноафриканского стиля хайлайф, традиционной нигерийской музыки и ритмов народа йоруба. Нигерийское правительство не любило Фелу за гордый нрав и основанную им коммуну из друзей и музыкантов - самобытную Республику Калакута, которую Фела провозгласил независимой от Нигерии. И кому же понравится, когда песня про правительственных солдат называется "Zombie", и она расходится, как горячие пирожки?
Asiko Rock Group. Everybody Get Down (1976)
Альбом нигерийской группы Asiko Rock Group давно служит лакомым куском для коллекционеров африканского фанка. "Everybody Get Down" - просто убийственный грув с психоделическим оттенком! Переиздан в Японии тиражом в 1000 экземпляров.
Tirogo. Float (1977)
Tirogo - один из примеров забытой африканской музыки. Группа записывалась в Нигерии в 1977 году и первоначально выпустила свой альбом на EMI. Эти ребята хоть и рубили фанк, но не стеснялись привносить в свои песни длинные гитарные соло в рок-ключе.
Blo. Get The Groove In (1979)
К 1979 году нигерийская группа Blo успела с успехом выступить в Англии, прокатиться на гастроли по Норвегии и Дании, а также выпустить целый ряд альбомов, и все они весьма хороши! Но я особенно люблю этот трек с их поздней пластинки "Bulky Backside". Упругий бас, подвижный бит - чистый грув, но не похожий ни на что и ни на кого.
Kiki Gyan. Disco Dancer (1979)
Кики Кьян - клавишник-вундеркинд родом из Ганы, прославившийся в качестве участника лондонской афро-команды Osibisa. В 1979 году он покинул группу ради сольного творчества и начал записывать диско-пластинки. "Disco Dancer" - это, конечно, уже не вполне фанк, а чистый дискач, но с неповторимым африканским колоритом, заразительным битом и потрясающей ритм-секцией.
Sidiku Buari. Kinyi Ai Kawali (1979)
Сидику Буари - музыкант из Ганы, который в 1960-е годы был звездой легкой атлетики, завоевав кучу медалей на Всеафриканских играх. Потом отправился на учебу в США и начал выпускать альбомы на основе фанка, диско, уже знакомого нам хайлайфа и западноафриканской перкуссии. Вернувшись на родину, Буари выпускал музыку под своим именем, продюсировал видео и в итоге возглавил Союз музыкантов Ганы. В 2019 году стал лауреатом премии "За пожизненные достижения" Панафриканского общества.
Tony Allen. NEPA (Never Expect Power Always) (1984)
Легендарный барабанщик Тони Аллен заложил под афробит ритмическую основу. Его почитали за новатора Клаус Дингер из Neu!, ударник Клайд Стаблфилд из группы Джеймса Брауна и Брайан Ино. Фела Кути утверждал, что способность Тони Аллена играть четыре отдельных ритма одновременно заставила его почувствовать, что в его группе не один, а четверо барабанщиков. Предлагаю послушать сольную запись мастера, сделанную в 1984 году: ритмический гипноз, африканский зной и приятная примесь электроники.
Подписка, лайки и каменты приветствуются! Плюс в карму мне и вам! :)
Также почитать на канале:
Советский фанк. Десять шедевров