В последние годы борьба за социальную справедливость набрала обороты. Неистовые SJW под микроскопом рассматривают каждое произведение современного искусства на предмет наличия в нем персонажа с темным цветом кожи, людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией или трансгендеров. Заокеанские режиссеры и продюсеры извиняются, стараясь выглядеть толерантными (главное слово – стараясь). Однако российскому кинематографу беспокоиться не о чем, ведь фильм, удовлетворяющий требованиям прогрессивистов, давно снят.
Речь идет о легендарной Светлане Басковой и ее фильме из 2002 года – «Пять бутылок водки». В картине задействован почти весь тот же актерский состав, что и в «Зеленом слонике». Конечно «Бутылки» уступают по меметичности и раскрученности ЗС, но тоже содержат ряд запоминающихся, весьма забавных моментов.
Не буду спойлерить сюжет, лишь обозначу проблемы, которые ставит перед нами фильм. Во-первых, абьюзивные отношения на работе (да и не только). Все унижают всех. Владелец бара – Сан Саныч в исполнении Александра Маслаева, пользуясь своим служебным положением, эксплуатирует своего подчиненного, сыгранного Пахомом, а тот, в свою очередь, тиранит еще более слабого, отстающего в развитии и, соответственно, не способного ответить Мычалкина. Кстати, за наличие персонажа-инвалида, прогрессивный плюс.
Разумеется, не обошлось и без темнокожего персонажа. В баре Саныча работает негр-стриптизер, сыгранный нигерийским танцором Дилоном Олойеде, который, к слову, ранее мелькнул в клипе Агаты Кристи на песню «Опиум для никого». Экзотический господин тоже нещадно эксплуатируется начальством, правда за унижения ему неплохо платят (в отличие, от тех же Пахома и Мычалкина). Здесь мы видим еще и проблему объективации человеческого тела, выставления его в качестве объекта вожделения. Происходящее вызывает у Дилона душевные терзания, но поделать с этим он ничего не может.
Ближе к концу повествования на арене появляется брутальный бандит в исполнении Владимира Епифанцева, который тиранит вообще всех. Тут-то и начинается пир кровавой токсичной маскулинности. Причем, «кровавой» в самом прямом смысле. Для начала мы увидим тему насилия над женщиной, а затем, в эпизоде с участием Епифанцева и Пахома в свадебном платье раскроются и тема однополой любви, и тема трансгендерности. (А вообще посмотрите отдельно данную сцену на Ютубе, это шедевр). И это за 12 лет до Кончитты Вурст!
Впрочем, заканчивается все хорошо. Главный угнетатель умирает, исполнив напоследок лебединую слезливую песню. В общем, картина - пусть и не пресловутый Зеленый слоник, пусть и снята откровенно плохо в техническом плане и имеет явный декадентский характер, тем не менее способна надолго врезаться в память. Да и смысл в ней, определенно есть. А вот какой – это зависит от лупы, под которой каждый конкретный зритель ее посмотрит.
Напоследок отмечу, что данный фильм не рекомендуется к просмотру детям и впечатлительным людям.